«Новая Апостольская Реформация»: влияние и учения

Холли Пивек

Гетеродоксальное движение в протестантизме, известное под названием «Новая Апостольская Реформация»[1] (НАР) — также именуемое «апостольско-пророческим движением» — приобрело огромное влияние в среде пятидесятнических и харизматических церквей в конце 1990-х годов. Люди, принадлежащие к этому активно развивающемуся движению, следуют за современными апостолами и пророками, которые претендуют на власть руководить Церковью и способность получать новые откровения свыше, необходимые для создания Божьего Царства на земле.

 

Масштабы и влияние «Новой Апостольской Реформации»

Церкви и организации, участвующие в НАР

Многие люди — в том числе и те, кто принимает в этом движении непосредственное участие, — не знают его под официальным названием, «Новая Апостольская Реформация» (New Apostolic Reformation). Слабая узнаваемость названия объясняется в значительной мере тем, что во главе этого движения не стоит никакая официальная конфессия или организация.

Скорее, Новая Апостольская Реформация объединяет в своих рядах сотни церковных общин и организаций, возглавляемых апостолами и пророками, исповедующими одни и те же характерные взгляды. Многие из этих общин и организаций стали членами «апостольских сетей» (apostolic networks). Подобные сети включают в себя множество — в некоторых случаях сотни — общин и организаций, подчиняющихся главенству какого-то одного апостола. Типичный пример такой структуры — сеть Harvest International Ministry, которая объединяет под главенством апостола НАР по имени Че Ан более 12000 общин и организаций.

Невзирая на малоузнаваемое название, это движение растет с поразительной скоростью. Именно движение НАР стало катализатором взрывного роста церквей в Африке, Азии и Латинской Америке [2]. Авторитет современных апостолов и пророков поддерживают и укрепляют главы многих крупнейших церковных общин мира, в том числе Дэвид Йонгги Чо (южнокорейская Церковь Полного Евангелия Йойдо с миллионом членов), Енох Адеджаре Адебойе (нигерийская Искупленная Христианская Церковь Бога с пятью миллионами членов), Сандей Аделаджа (украинская церковь «Посольство Благословенного Царства Божьего для всех народов» с 20 тысячами членов) и Сезар Кастелланос (колумбийская Международная Харизматическая Миссия с 60 тысячами членов).

Хотя движение НАР прирастает количественно, главным образом, за счет глобального Юга [3], оно сумело добиться значительного влияния и на Западе. В Австралии движение НАР захлестнуло целую деноминацию — австралийскую церковь «Ассамблеи Бога» [4]. В Соединенных Штатах примерно три миллиона человек посещают церкви НАР, т. е. церкви, полностью разделяющие идеи НАР [5].

К числу влиятельных церквей НАР в Соединенных Штатах принадлежат церковь «Вефиль» в г. Реддинг, штат Калифорния (пастор — апостол Билл Джонсон), церковь «Харвест Рок» в г. Пасадена, штат Калифорния (пастор — апостол Че Ан) и церковь «Морнинг Стар Феллоушип» в г. Шарлотт, штат Северная Каролина (пастор — апостол и пророк Рик Джойнер). По сути, церкви НАР можно найти в Соединенных Штатах где угодно, едва ли не в каждом большом городе и захолустном городишке.


Билл Джонсон
    

Че Ан
    

Рик Джойнер
    

Тед Хаггард

Помимо этих общин, безоговорочно исповедующих идеи НАР, значительное число независимых харизматических церквей в Соединенных Штатах принимают воззрения и методы НАР в той или иной мере. Типичным примером такой общины является церковь «Новая Жизнь» в г. Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, — мегацерковь, основанная бывшим президентом американской Национальной ассоциации евангелических верующих Тедом Хаггардом. В то время, когда Хаггард возглавлял эту общину, он входил на правах апостола в Международную коалицию апостолов и вместе с Питером Вагнером создал при «Новой Жизни» Всемирный центр молитвы, ставший центром распространения характерных для НАР методов ведения духовной войны. Сегодня, хотя руководство в церкви сменилось, в ней по-прежнему проповедуются идеи НАР, только теперь в более скромном формате — посредством семинаров и маленьких групп.

Лидеры НАР в Соединенных Штатах находятся во главе не только церковных общин, но и целого ряда влиятельных «евангелических» организаций. К числу последних относятся «Международный Дом Молитвы» (IHOP) в г. Канзас-сити, штат Миссури (руководитель — проповедник НАР Майк Бикл), служение Комнат Исцеления в г. Спокейн, штат Вашингтон (руководитель — апостол Кэл Пирс), служение Aglow International в г. Эдмондс, штат Вашингтон (руководитель — апостол Джейн Хэнсен Хойт). Сюда же следует отнести и служение TheCall (возглавляемое апостолом Лу Энглом), которое собирало сотни тысяч людей для поста и молитвы в крупных американских городах.


Кэл Пирс
    

Джейн Хэнсен Хойт

 

НАР и средства массовой информации

У движения НАР есть собственная глобальная телевещательная сеть, основанная в 1995 году. Она называется GOD TV и транслирует учение НАР на более чем 200 стран мира [6]. Кроме того, Вещательная Сеть Троицы (Ти-Би-Эн) — крупнейшая в мире религиозная сеть телевещания — регулярно предоставляет эфир апостолам и пророкам НАР.


Тодд Бентли

Charisma Media, пятидесятническо-харизматический издательский холдинг с центром в Соединенных Штатах, сыграл важную роль в популяризации идей НАР посредством книг, выходивших в принадлежащем ему издательстве Charisma House, и публикаций в журнале Charisma [7].

Кроме того, для пропаганды воззрений НАР апостолы и пророки широко использовали Интернет. До того, как доступ к всемирной сети стал повсеместным, людям приходилось ехать за тридевять земель и платить большие деньги, чтобы посетить какую-нибудь конференцию НАР. Сегодня они могут участвовать в мероприятиях, не выходя из дома. Например, «пробуждение», устроенное американским пророком Тоддом Бентли в г. Лэйклэнд, штат Флорида, в 2008 году, посетили вживую тысячи людей, но гораздо больше желающих смотрели трансляцию этих собраний в Интернете [8].

Большое количество последователей есть у служения «Международный Дом Молитвы». Тысячи людей виртуально присутствуют на их конференциях и собраниях молитвы и поклонения, которые транслируются в Сеть в реальном времени — 24 часа в день, 7 дней в неделю — из «молитвенной комнаты» в Канзас-сити, штат Миссури. Другая организация НАР, Elijah List, выполняет функции информационной службы всего движения, она ежедневно рассылает пророчества и проповеди лидеров НАР по электронной почте более чем 135 тысячам подписчиков [9].

 

НАР и политика

Хотя наиболее восприимчивыми к взглядам НАР оказались пятидесятнические и харизматические церкви, влияние этого движения выходит далеко за рамки этих общин и охватывает сферу политической жизни. Например, в Соединенных Штатах пророки НАР — такие как Синди Джейкобс, Рик Джойнер и Лу Энгл — объединились с политическими лидерами, чтобы отстаивать консервативные ценности и добиваться принятия законов против абортов и однополых браков.

Одним из наиболее примечательных примеров такого сотрудничества была широко освещавшаяся в прессе конференция под названием «Ответ» («The Response»), проведенная на стадионе в г. Хьюстон, штат Техас, 6 августа 2011 года. Хотя это мероприятие было организовано лидерами НАР, в том числе Лу Энглом и Майком Биклом, влиятельные средства массовой информации представили его как выражение мнения широкой «евангелической» общественности. Кроме того, организаторы уверяли, что не преследуют политических целей, однако конференция явно должна была поддержать кандидатуру губернатора штата Техас Рика Перри на пост президента США [10].

В Уганде лидеры НАР также имеют большое влияние на правительство — в частности, они добивались принятия спорного закона, предусматривающего более суровое наказание за гомосексуализм [11]. Таким образом, в числе критиков движения НАР есть не только представители традиционного христианства, но и светские либералы, которые боятся, что лидеры НАР пытаются установить в Уганде, США и прочих странах теократические режимы.

 

Учение

Восстановление служения апостолов и пророков

Характерной чертой Новой Апостольской Реформации является учение о том, что Бог восстановил в Церкви правление апостолов и пророков.


Питер Вагнер

По утверждению лидеров НАР, при зарождении Церкви в I веке н. э. Бог предполагал, что ею всегда будут руководить живые апостолы и пророки. Но как только ранний период формирования Церкви закончился, подавляющее большинство христиан отвергло мысль о том, что эти служения должны существовать и впредь. И сегодня протестантскими церквями, по большей части, руководят не живые апостолы и пророки, а пасторы, старейшины и административный аппарат деноминаций.

Лидеры же НАР говорят, что Бог начал восстанавливать в Церкви служение пророка в 1980-х годах, а служение апостола — в 1990-х. Питер Вагнер, один из наиболее влиятельных американских апостолов, утверждает, что 2001 год ознаменовал собой начало «Второго апостольского века», и тогда в Церкви была восстановлена надлежащая структура управления, возглавляемая живыми апостолами и пророками [12].

И теперь, когда Церковью руководят живые апостолы и пророки, она может выполнить свою первую задачу — Великое Поручение, которое лидеры НАР истолковали по-новому, как поручение взять в свои руки власть, т. е. социально-политический контроль над всей землей [13].

Пятикратное служение (five-fold ministry)

В основе понятия «пятикратное служение», которое в ходу у лидеров НАР, лежит учение о том, что Христос учредил для управления Церковью пять вечных официальных чинов: апостол, пророк, евангелист, пастор и учитель. Опирается это учение, главным образом на текст Ефесянам 4:11-13, где сказано:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

Представители НАР понимают слово «доколе» в 13-м стихе таким образом, что все пять чинов необходимы для управления Церковью до тех пор, пока Церковь не достигнет целей, указанных в этом стихе, т. е. единства и зрелости. Считается, что эти цели пока еще не достигнуты. Следовательно, все пять служений — в том числе, служения апостола и пророка — по-прежнему необходимы.

Следует отметить, что слово «единство» в 13-м стихе лидеры НАР понимают как «апостольское единство» христиан, достижимое лишь в том случае, если они подчиняются руководству апостолов НАР [14]. А «полный возраст» рассматривается как некая способность творить чудеса, которой могут обладать лишь те, кто принял весь корпус новых откровений, возвещаемых апостолами и пророками НАР. Иными словами, как следствие принятия нового откровения, эти люди «придут в меру полного возраста», то есть у них откроются необычайные чудесные способности, необходимые для покорения земли [15].

Также следует отметить, что не все, кто в наши дни употребляет термин «пятикратное служение», имеют в виду учение НАР о том, что существуют пять неизменных официальных служений, предназначенных для управления Церковью. Иногда люди, не принадлежащие к движению НАР, — в особенности, некоторые пятидесятники — вкладывают в этот термин убеждение, что существует пять основных типов «служений» или «духовных дарований», которые Христос учредил для назидания Церкви. Однако в таком традиционном пятидесятническом понимании исполнение этих служений или обладание этими духовными дарами не связывается с управлением Церковью. Скорее, считается, что эти служения или дары нужны лишь для укрепления Церкви.

Апостолы

Главная функция апостолов, как утверждает движение НАР, — управлять Церковью. Многие люди считают, что апостолы представляют собой высший уровень церковного руководства — выше пророков, евангелистов, пасторов и учителей. Поэтому их нередко называют «генералами» движения.

Как и пророки, апостолы в движении НАР могут получать новые откровения свыше. Однако их особое призвание состоит в том, чтобы претворять в жизнь новые откровения, полученные апостолами и пророками НАР [16]. Таким образом, апостолы получают новое откровение, определяют, каким образом его надлежит применять на практике, и разъясняют своим последователям, что им следует делать в связи с новым откровением.

Пророки

Главная функция пророков, по учению движения НАР, состоит в том, чтобы получать новые откровения свыше [17]. Таким образом, по мнению многих лидеров НАР, пророки находятся на второй сверху ступеньке церковной иерархии, и их полномочия уступают только полномочиям апостолов.

Чаще всего считается, что власть пророков меньше, чем власть апостолов, однако нельзя не упомянуть о том, что некоторые видные лидеры НАР, такие как пророк Билл Хэмон, рассматривают пророков и апостолов как равноправных партнеров [18]. Но если закрыть глаза на этот небольшой нюанс, большинство лидеров НАР, в том числе и Хэмон, прямо утверждают или явно подразумевают, что апостолы и пророки вместе занимают два высших уровня церковного управления [19]. Носители этих двух служений обладают большей властью на том основании, что, по словам лидеров НАР, только они получают и претворяют в жизнь новое откровение. Таким образом, их роль ограничивается проповедью нового откровения, полученного апостолами и пророками НАР, и старого откровения, записанного в Библии [20].


Билл Хэмон
    

Ким Клемент

От пророков НАР не ожидают 100-процентной точности предсказаний, и они могут считаться полноправными пророками, даже когда ошибаются [21]. Критики движения НАР полагают, что это попустительство в отношении ложных пророчеств прямо противоречит учению Библии, согласно которой ошибочные, или ложные предсказания являются ключевым признаком ложного пророка (Второзаконие 18:20-22). К числу пророков НАР, которые во всеуслышание делали ложные предсказания, но по-прежнему считаются истинными пророками, относятся Ким Клемент и Рик Джойнер [22].

Однако большинство пророчеств, исходящих сегодня от пророков НАР, не содержит конкретных предсказаний. Напротив, чаще всего их предсказания звучат настолько абстрактно и неконкретно, что будет непросто определить, исполнятся ли они когда-нибудь. Критики движения НАР расценивают этот прием — облечение пророчеств в расплывчатую, неконкретную форму — как сознательную попытку скрыть несбывшиеся пророчества.

Евангелие Царства

Под «Евангелием Царства» движение НАР понимает учение о том, что Бог, посредством смерти и воскресения Христа, дал христианам возможность взять в свои руки власть над землей. Это иное евангелие по сравнению с Евангелием спасения от греха, которое исторически проповедовали евангелические христиане.

Многие апостолы и пророки НАР утверждают, что сегодня христиане проповедуют два Евангелия: «Евангелие спасения» и «Евангелие Царства». Первое содержит, главным образом, благую весть о том, что Бог посредством смерти и воскресения Христа дал нам возможность спастись от греха. Однако, по мнению лидеров НАР, это Евангелие неполно. Они утверждают, что «Евангелие Царства» — это более полная форма благой вести, которая охватывает не только то, что Бог сделал для спасения от греха, но и то, что Он сделал для овладения землей [23].

Учение о владычестве («Царство сейчас»)

Апостолы и пророки НАР утверждают, что задачей Церкви (под руководством апостолов и пророков) является взять в свои руки власть над землей [24].

Согласно учению НАР, Бог изначально дал человеку владычество над землей, однако это владычество было утрачено в результате грехопадения. С тех самых пор Бог искал народ, который смог бы вернуть себе эту потерянную власть. Смерть Христа на кресте и победа над сатаной сделала это возвращение возможным.

Таким образом, по словам апостолов и пророков НАР, Богу сегодня угодно, чтобы Церковь (под руководством апостолов и пророков) завладела землей и тем самым приготовила ее к возвращению Христа. Это поручение будет выполнена благодаря чудотворным силам, которые имеются в распоряжении апостолов и пророков НАР и их последователей. Данное учение НАР — подчеркивающее необходимость сверхъестественных способностей для овладения землей — представляет собой несомненную разновидность учения о владычестве, известную как «Царство сегодня» (Kingdom Now) [25].

Лидеры НАР утверждают, что их представления о господстве находят подтверждение в Молитве Господней («Отче наш»), которая записана в Матфея 6:9-13 и Луки 11:2-4. Относительно этой молитвы апостол Питер Вагнер пишет:

        Иисус учил нас молиться о том, чтобы Божье Царство пришло, и чтобы Его воля исполнилась на земле так же, как и на небе. Ради этой цели в нынешние времена Бог дал Церкви неотложное предписание: активно участвовать в преобразовании общества [26].

Однако следует подчеркнуть, что лидеры НАР, говоря о «преобразовании общества», как в данном случае это делает Вагнер, имеют в виду не просто усилия по оказанию позитивного влияния на культуру. Скорее, речь идет об усилиях, направленных на получение власти над земными общественными институтами, — т. е. о владычестве. Это становится более очевидным, если разобраться в сути другого ключевого для НАР учения, известного под названием «Мандат семи гор» (см. ниже).

Но когда их устремления разоблачают средства массовой информации или критики движения, лидеры НАР нередко пытаются сгладить эти акценты. Например, вслед за политическим митингом «Ответ» («The Response») в г. Хьюстон, штат Техас, некоторые крупные СМИ предали огласке доминионистские убеждения организаторов этого события. В ответ Вагнер написал статью под названием «Истина о Новой Апостольской Реформации» («The Truth About the New Apostolic Reformation»), опубликованную в журнале Charisma. В этой статье он пытался представить доминионистские устремления движения НАР как желание всего лишь оказать позитивное «влияние» на культуру, а не заполучить в свои руки власть над нею [27]. Однако Вагнер слукавил, поскольку о владычестве — в форме социально-политической власти — откровенно говорится в литературе движения НАР и в том числе в книгах самого Вагнера [28].

По существу, лидеры НАР утверждают, что захват власти над государствами всегда был задачей церкви и, по сути, представляет собой истинный смысл Великого Поручения. Иными словами, они рассматривают Великое Поручение как приказ сделать учениками целые народы, а не просто отдельных представителей этих народов (вопреки традиционному евангелическому пониманию Великого Поручения) [29].


Майк Бикл

Однако не все лидеры НАР признают, что проповедуют учение о владычестве. Некоторые — например, Майк Бикл из «Международного Дома Молитвы» в г. Канзас-сити, штат Миссури, — прямо отрицают, что они проповедуют учение о владычестве или то, что Бикл именует «богословием владычества» [30]. Однако, несмотря на эти отрицания, взгляды Бикла — в том числе его учение о том, что Церковь последнего времени очистит землю от зла, — вполне соответствуют доктрине «Царство сейчас». По словам Бикла, эту победу одержат христиане последних времен — под предводительством апостолов и пророков, — которые произнесут «пророческие» молитвы и тем самым обрушат казни Великой Скорби на царство антихриста [31].

Кроме того, следует отметить, что лидеры НАР используют разные термины для описания очень похожих целей владычества. Например, некоторые наиболее известные апостолы, такие как Вагнер, утверждают, что церкви дано поручение построить Царство Божье на земле сейчас. Другие лидеры НАР, такие как пророк Билл Хэмон, пытаются делать различие между «восстановлением» земли до состояния, в котором она находилась перед грехопадением (в чем, по его мнению, состоит нынешняя задача церкви), и построением Царства Божьего на земле (которое, по его мнению, будет завершено лишь после возвращения Христа) [32]. Однако точную разницу между восстановлением земли и построением Божьего Царства Хэмон так и не показывает. В обоих сценариях последователи апостолов и пророков должны стремиться к социально-политическому владычеству. И потому это разделение представляется надуманным и лукавым.


Мандат семи гор (Seven Mountain Mandate)

Многие апостолы и пророки НАР утверждают, что Бог открыл им новую стратегию завоевания господства над народами. Эту стратегию они называют «Мандатом семи гор» [33]. В соответствии с этим откровением, владычество следует захватить, взяв под контроль семь самых влиятельных общественных институтов (т. е. «гор»): правительство, прессу, семью, финансы и предпринимательство, образование, церковь и религию, а также искусство и развлечения.

Говоря об этом учении, американский пророк Джонни Энлоу пишет:

        Я уже говорил, что горы — это инфраструктурные столпы нашего общества, и что план Господа состоит в том, чтобы побудить Его народ завоевать каждую социальную, экономическую и политическую структуру наших стран [34].

Энлоу считает правительство самым важным институтом, «потому что оно может создавать законы и постановления, которые затрагивают и контролируют все остальные горы» [35]. Таким образом, по его мнению, Бог в настоящий момент восставляет апостолов, которые должны «овладеть» этой ключевой горой [36].


Джонни Энлоу
    

Лэнс Воллнау
    

Ос Хиллман

К числу некоторых известных американских проповедников Мандата семи гор принадлежат Питер Вагнер, Лэнс Воллнау, Джонни Энлоу и Ос Хиллман. Однако, следует повториться, когда лидеров НАР упрекают в доминионистских взглядах, они отрицают, что идея Мандата семи гор заключается в завоевании власти над обществом [37]. Тем не менее, из их сочинений совершенно ясно, что, по меньшей мере для многих лидеров НАР, суть учения о Мандате семи гор заключается именно в этом [38].

«Духовная война на стратегическом уровне»

«Духовная война на стратегическом уровне» — это принятая в НАР стратегия ведения духовной войны. Она включает в себя попытку изгнать сильных злых духов — именуемых «территориальными духами», — которые, как считается, владычествуют над географическими территориями и общественными институтами. В основе этой стратегии лежит убеждение НАР, что территориальные духи должны быть изгнаны, прежде чем «Евангелие Царства» сможет успешно распространяться, и церкви удастся взять власть в свои руки.

Попытка изгнать территориальных духов именуется «духовной войной на стратегическом уровне», поскольку лидеры НАР считают, что она носит более стратегический характер, нежели прочие способы ведения духовной войны, практикуемые более традиционными евангелическими верующими. Эти более традиционные способы ведения духовной войны делают главный упор на молитву, знание Писания и борьбу с искушениями — а также спорадическое изгнание бесов из отдельных людей. Однако они не охватывают попытки изгнать высокопоставленных бесов, власть которых распространяется на миллионы людей. Между тем, лидеры НАР утверждают, что основание для духовной войны стратегического уровня они находят в Библии — например, в книге пророка Даниила, которая свидетельствует, что конкретные духи имели власть над персидским и греческим царствами (Дан. 10:13, 20) [39].

Некоторые приемы движения НАР имеют прямое отношение к духовной войне на стратегическом уровне, в том числе:

Духовное картографирование

Духовное картографирование — это изучение истории конкретного города или конкретной страны с целью установления личности территориального духа, который властвует над этим конкретным географическим регионом земли. Как только личность территориального духа установлена, его изгоняют с помощью других приемов духовной войны на стратегическом уровне.
Для того, чтобы установить личность территориального духа, лидеры НАР пытаются выявить главные грехи, совершенные в истории конкретного города или конкретной страны. Например, в городе может быть несоразмерное количество заведений «для взрослых». В таком случае они могут прийти к выводу, что территориальный дух, властвующий над этой местностью, — это дух похоти. Или, например, большинство населения конкретной страны занимается колдовством. В таком случае они могут счесть, что здесь правит территориальный дух колдовства.


Синди Джейкобс
    

Джон Бенефил

По мнению многих лидеров НАР, таких как апостол Питер Вагнер, чтобы изгнать территориального духа, важно узнать его имя. Иногда получается выяснить лишь функциональное имя, такое как «дух похоти» или «дух жадности». Но иногда узнают и настоящее имя духа. Например, две крупные американские организации НАР — Реформационная молитвенная сеть (Reformation Prayer Network) во главе с пророчицей Синди Джейкобс и Хартлендская апостольская молитвенная сеть (Heartland Apostolic Prayer Network) во главе с апостолом Джоном Бенефилом — определили, что над Соединенными Штатами властвует языческая богиня Колумбия. Итак, осенью 2011 года эти две организации объединились для проведения кампании под названием «DC40», чтобы на стратегическом уровне вступить в сражение с духом по имени Колумбия [40].

Хотя духовное картографирование — популярная практика в среде НАР, иногда к ней прибегают и люди, не принадлежащие к этому движению. Такие люди не считают целью духовного картографирования установление личности территориальных духов. Скорее они стремятся составить духовное досье на те или иные города и регионы. Затем они используют собранные сведения, чтобы помочь людям осознанно и конкретно молиться о нуждах жителей этих регионов [41].

Боевая молитва и боевое поклонение

Боевая молитва и боевое поклонение — это принятые в движении НАР практики, в рамках которых молитва и музыкальное поклонение рассматриваются как духовное оружие и используются, чтобы противостоять территориальным духам и призывать суд на неверующих.
Восприятие молитвы и поклонения как орудий нападения — это новшество, введенное движением НАР. Напротив, более традиционные евангелические христиане рассматривали молитву и поклонение как акты, направленные прежде всего к Богу.

Одна влиятельная организация, которая занимается боевой молитвой и боевым поклонением, — это «Международный Дом Молитвы» (IHOP), основанный Майком Биклом в г. Канзас-сити, штат Миссури [42]. IHOP создал популярность идее «круглосуточных молитвенных комнат», которые, словно грибы, выросли в городах по всем Соединенным Штатам и во всему миру. В молитвенной комнате в Канзас-сити «молитвенные миссионеры» ежедневно круглые сутки непрестанно занимаются молитвой и музыкальным поклонением с того момента, как в 1999 году открылись двери этой комнаты. Бикл утверждает, что такие молитвенные комнаты сыграют решающую роль в последние времена, когда молитва и поклонение, исходящие из них, высвободят Божьи казни последнего времени, что приведет к смерти миллионов неверующих [43].

Молитвенные прогулки

Молитвенные прогулки — это принятая в НАР практика формирования групп верующих, которые прохаживаются по городу или какой-то местности, совершая при этом боевую молитву против территориального духа, властвующего над этим конкретным географическим районом.

Кроме того, лидеры НАР организуют более масштабные молитвенные прогулки, предполагающие путешествие по всей стране или даже по всему континенту. Эти расширенные молитвенные прогулки иногда называют «молитвенными поездками» или «молитвенными экспедициями». Например, в рамках «Движения 2000-го года» [44] организация под названием «Объединенный молитвенный маршрут» («United Prayer Track») во главе с Питером Вагнером отправила 250 «молитвенных команд» в молитвенные поездки в страны, лежащие между 10 и 40 градусами северной широты [45].

Однако следует заметить, что молитвенные прогулки приобрели популярность и в тех церквях, которые не принадлежат к движению НАР. Таким образом, не все церкви, практикующие молитвенные прогулки, занимаются изгнанием территориальных духов. Некоторые общины видят в молитвенных прогулках просто удобный способ сосредоточить молитвенные усилия на нуждах своего города или района.

Распознавательное покаяние (Identificational Repentance)


Сенатор Сэм Браунбэк

Распознавательное покаяние — это принятая в НАР практика покаяния в грехах народа, которые, как считается, «осквернили землю». Иными словами, лидеры НАР полагают, что такие грехи народа, как рабство, геноцид или аборты послужили для территориальных духов «точками доступа», через которые они захватили власть над городами и странами.

Таким образом, чтобы изгнать из какой-то местности территориального духа, сначала следует исповедать грех народа, благодаря которому злой дух получил туда доступ. Затем должно произойти примирение между обидчиками и обиженными. Исповедь и примирение происходят во время торжественных собраний НАР, на которых присутствуют представители обеих сторон. Например, лидеры НАР установили, что жестокое обращение правительства США с американскими индейцами дало территориальным духам возможность захватить власть над Соединенными Штатами. Поэтому в 2007 году во время конференции «Призыв-Нэшвилл» («The Call Nashville») сенатор Сэм Браунбэк из штата Канзас от лица народа Соединенных Штатов попросил прощения у присутствующих вождей американских индейцев, которые приняли извинения от лица своих соплеменников [46].

Великое перераспределение богатств в конце времен

Многие лидеры движения НАР утверждают, что перед возвращением Христа Бог отнимет контроль над богатствами мира у нечестивых и передаст его апостолам НАР. Цель этого перераспределения богатств состоит в том, чтобы церковь получила финансовые ресурсы, необходимые для установления Божьего Царства на земле.

Великая жатва последних времен

Кроме того, лидеры НАР утверждают, что перед возвращением Христа произойдет всемирное пробуждение, в ходе которого беспрецедентное число людей обратится к вере во Христа. Они говорят, что это пробуждение будет величайшей жатвой душ в истории церкви, и что произойдет оно в значительной мере благодаря тому, что люди увидят чудеса, творимые апостолами и пророками НАР и их последователями. По оценкам одного из лидеров НАР Майка Бикла — из Международного Дома Молитвы в г. Канзас-сити, штат Миссури, — в этот период обратятся ко Христу 1-2 миллиарда человек [47].

Сверхъестественные способности

Лидеры НАР утверждают, что у них и их последователей разовьются многочисленные сверхъестественные способности, и они будут творить чудеса большие, нежели чудеса библейских апостолов и пророков [48] и даже чудеса, которые творил во время Своего земного служения Иисус [49]. Помимо прочего, они будут обладать властью над законами природы, включая силу тяжести, и исцелят каждого пациента в больницах и психиатрических лечебницах, просто возложив руки на стены зданий [50].

Явленные Сыновья Божии (Manifest Sons of God)

Одно из самых радикальных учений движения НАР известно под названием «Явленные сыновья Божии» [51]. Согласно этому учению, люди, которые и далее будут получать новые откровения через апостолов и пророков НАР, будут обретать все больше и больше сверхъестественных способностей, пока, в конце концов, не «откроются» как «сыновья Божии». Эти явленные сыновья Божии победят болезни и смерть и будут исполнять суды Божии на земле [52].

Лидеры НАР утверждают, что это учение присутствует в Библии, в стихе Римлянам 8:19:

        Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих...


Пол Кэйн

Учение о «явленных сыновьях Божиих» первоначально проповедовали лидеры движения «Поздний Дождь» (Latter Rain) — такие как Уильям Брэнем и Джордж Уорнок — в годы после 2-й мировой войны. К числу более современных проповедников этого учения принадлежат американские пророки Пол Кэйн, Рик Джойнер и Билл Хэмон.

Хэмон, к примеру, утверждает, что явленные сыновья Божии уподобятся изначальному сыну Божьему, Иисусу Христу. Он также утверждает, что вселенская церковь будет своего рода совокупным Христом, «полным выражением Христа Иисуса, подобно тому как Иисус является полным выражением Своего небесного Отца» [53]. Соответственно, критики отвергают учение о «явленных сыновьях Божьих» как ересь, поскольку оно, по всей видимости, обожествляет людей.

C этим учением близко связана другая идея, которую проповедует Хэмон, и согласно которой восхищение верующих произойдет лишь после того, как последователи НАР примут последнюю часть откровения, данного через апостолов и пророков НАР, и благодаря этому мгновенно обретут бессмертные тела и сверхъестественные способности [54]. Таким образом, Хэмон, по всей видимости, полагает, что восхищение — не то, что Бог делает для христиан, но то, чего они достигают самостоятельно, приобретая все больше и больше тайных знаний, открытых через апостолов и пророков НАР.

Открытый теизм

Открытый теизм — это наделавшее много шума учение о том, что будущее Богу не известно в полной мере. Если говорить конкретнее, Бог не может знать, какой выбор сделает человек благодаря своей свободной воле.

Открытый теизм не является исключительной особенностью богословия НАР, и его исповедуют люди за пределами этого движения, однако все большее число лидеров НАР, включая и Питера Вагнера, усваивают эту точку зрения [55]. Лидеры НАР приняли это неортодоксальное учение потому, что, по их мнению, если бы Бог мог заранее предвидеть все поступки, обусловленные свободной волей человека, будущее было бы предопределено, и все усилия НАР, направленные на завоевание владычества, не имели бы никакого принципиального значения.

Библейские отрывки, ошибочно приводимые в подтверждение учений НАР

Ефесянам 4:11-13

Это основной текст, используемый как подтверждение необходимости в служениях апостола и пророка сегодня.
В отличие от лидеров НАР, более традиционные представители евангелического движения, как правило, придерживались двух вариантов толкования данного текста, ни один из которых не поддерживает представления НАР о современном служении апостолов и пророков.

Согласно первому традиционному толкованию, речь здесь идет об апостолах и пророках первого столетия, которые, как те, что упоминаются в Еф. 2:20, в истории Церкви сыграли роль основания, фундамента, и эта их функция была ограничена по времени. Следовательно, в рамках такого понимания данного текста, здесь не говорится о необходимости продолжения служения апостолов и пророков.

Согласно второму традиционному прочтению, в данном тексте действительно сказано, что Бог и далее будет посылать апостолов и пророков — а равно и евангелистов, пасторов и учителей — для созидания Церкви. Однако посылаемые таким образом апостолы и пророки не будут формально занимать одноименные посты и не будут наделены такими же полномочиями, какими обладали первые двенадцать апостолов и Павел. Скорее, современных апостолов можно сравнить не с руководителями Церкви, а с миссионерами и основателями новых общин. Современные же пророки — это люди, которые назидают и утешают отдельных людей или поместные общины, а не дают откровения, обязательные для всей вселенской Церкви.

Сторонники последнего толкования признают, что в Церкви первого столетия были разные апостолы. Слово «апостол» имеет довольно широкий спектр значений, так же как и наше современное слово «посланник». «Посланником» можно назвать человека, который выполняет поручение другого человека, или какой-то организации, или Бога. Аналогичным образом, некоторым апостолам в ранней Церкви — например, Двенадцати и Павлу — поручение было дано Самим Христом. Других посылали на служение общины. Апостолы, исполнявшие поручение общин, не обладали такой властью, как апостолы, посланные Самим Христом. Таким образом, в соответствии с этим толкованием, Бог продолжает посылать Церкви именно вторых апостолов, наделенных меньшей властью.

Ефесянам 2:20

Это еще один текст, на который лидеры НАР часто ссылаются в подтверждение необходимости апостолов и пророков сегодня. Однако большинство толкователей традиционно считали, что упомянутые в этом стихе апостолы и пророки — те, что сыграли историческую роль в создании Церкви в первом веке.

1 Коринфянам 12:28

В подтверждение необходимости апостолов и пророков сегодня лидеры НАР ссылаются и на этот текст. Однако в этом стихе — хотя он и признает важную роль апостолов и пророков в Церкви — ничего не говорится о том, что они должны обладать официальным статусом или руководить Церковью.

Матфея 6:9-13 и Луки 11:2-4

Молитва «Отче наш» — один из ключевых текстов, на которые опирается учение НАР, что Церкви поручено взять в свои руки власть над миром. Однако на самом деле эта молитва лишь выражает пожелание об установлении Царства Божьего; ничего не говорится о том, как и когда это должно произойти. Поэтому данный текст объективно нельзя использовать как подтверждение взглядов НАР.

Деяния 3:21

Еще один текст, используемый движением НАР как основание учения о владычестве. Лидеры движения понимают его так, что Христос не вернется до тех пор, пока Церковь не вернет землю в первозданное состояние, в котором она находилась до грехопадения. Однако согласно традиционному прочтению этого стиха, не Церковь будет заниматься восстановлением, а Бог Отец пошлет Христа для «восстановления всего» (перевод еп. Кассиана).

1 Коринфянам 15:24-25

Еще один текст, на котором лидеры НАР основывают свои представления о владычестве. В этом отрывке, по их словам, говорится, что Христос перед Вторым Пришествием будет властвовать над миром и победит Своих врагов через Церковь [56]. Однако здесь не сказано, что Церковь будет принимать в этом участие. Скорее, здесь говорится, что Сам Христос после Второго Пришествия (см. стих 23) воцарится и поразит Своих врагов.

 

История «Новой Апостольской Реформации»

Хотя это движение и называется Новой Апостольской Реформацией, его учение не ново, а имеет довольно древнюю историю. На всем протяжении истории Церкви маргинальные группы христиан пытались восстановить служения апостолов и пророков. В их числе можно назвать монтанистов (II век), последователей Эдуарда Ирвинга (1830-е годы) и Апостольскую церковь (начало XX века).

В последнем столетии о восстановлении служения апостолов и пророков говорили лидеры движения «Поздний Дождь» в конце 40-х и начале 50-х годов. Пробуждение «Позднего Дождя», начавшись в Канаде, быстро перекинулось на Соединенные Штаты, а потом распространилось по Европе и всему миру. Среди влиятельных лидеров этого движения были Джордж Уорнок, Фрэнклин Холл и Уильям Брэнем.


Джордж Уорнок
    

Фрэнклин Холл
    

Уильям Брэнем

Однако популярность движения быстро сошла на нет. 13 сентября 1949 года Генеральный Совет американской деноминации «Ассамблеи Бога» (крупнейшая пятидесятническая деноминация в США) принял резолюцию, в которой учения «Позднего Дождя» были признаны не соответствующими Библии. Вскоре после этого пробуждение заглохло. Однако учения «Позднего Дождя» так полностью и не исчезли, возродившись впоследствии под новым названием — в виде Новой Апостольской Реформации.

Официальной датой начала Новой Апостольской Реформации считается 21-23 мая 1996 года — тогда в Фуллеровской богословской семинарии проходил Национальный симпозиум по пост-деноминационной Церкви. Это событие, организованное апостолом НАР и бывшим профессором Фуллеровской семинарии Питером Вагнером, собрало около пятисот руководителей церквей и деноминаций, а также специалистов по росту церквей. Именно здесь широкой евангелической общественности впервые была представлена идея современных апостолов и пророков.

Считается, что в последний день симпозиума участники круглого стола сошлись во мнении, что служения апостола и пророка должны существовать в наши дни [57].

 

Сноски

  1. Название «Новая Апостольская Реформация» придумал апостол НАР Питер Вагнер. Он рассказывает о том, как это получилось, в своей книге Churchquake!: How the New Apostolic Reformation Is Shaking Up the Church As We Know It (Ventura, CA: Regal Books, 1999), pp. 34-37.
  2. Этот факт подтвердил в личной переписке с автором статьи д-р Тодд Джонсон, директор Центра изучения глобального христианства при Богословской семинарии Гордон-Конуэлл.
  3. Африка, Азия и Латинская Америка.
  4. История того, как идеи НАР овладели австралийскими «Ассамблеями Бога», изложена в книге Cartledge, David. The Apostolic Revolution: The Restoration of Apostles and Prophets in the Assemblies of God in Australia (Chester Hill, NSW, Australia: Paraclete Institute, 2000).
  5. Эту оценку дал в личной переписке с автором статьи д-р Тодд Джонсон.
  6. Biography // God TV.
  7. Основатель и директор холдинга Charisma Media, Стив Стрэнг, имеет прочные связи с движением НАР — помимо прочего, он служил апостолом в Международной коалиции апостолов.
  8. Большинство представителей консервативной прессы не поняли, что за этим мероприятием стоят лидеры НАР, поскольку это движение продемонстрировало замечательную способность оставаться в тени. Однако некоторые крупные СМИ, в том числе компания MSNBC, все же сообщили, что событие было организовано лидерами НАР. См. Tashman, Brian. Maddow Helps Expose Rick Perry’s Radical Ties // Right Wing Watch, 08.07.2011.[Назад]
  9. Wagner, C. Peter. Changing Church (Ventura, CA: Regal Books, 2004), p. 9.
  10. Wagner, C. Peter. Dominion!: How Kingdom Action Can Change the World (Grand Rapids, MI: Chosen Books, 2008).
  11. Wagner, C. Peter. Apostles Today: Biblical Government for Biblical Power (Ventura, CA: Regal Books, 2006), pp. 127-129.
  12. Hamon, Bill. Prophetic Scriptures Yet to Be Fulfilled: During the Third and Final Church Reformation (Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, Inc., 2010), p. 151. См. также Hamon, Bill. Apostles, Prophets and the Coming Moves of God: God’s End-Time Plans for His Church and Planet Earth (Santa Rosa Beach, FL: Destiny Image Publishers, Inc., 1997), pp. 233-236, 243-250.
  13. Wagner. Dominion, p. 27.
  14. Иногда об этих «новых» истинах говорят как об «утраченных» истинах, которые пророки НАР восстанавливают в Церкви.
  15. Hamon, Bill. Prophets and the Prophetic Movement (Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, Inc., 2001), p. 160.
  16. Следует заметить, что некоторые лидеры НАР, такие как Питер Вагнер, пытаются смягчить впечатление от своих заявлений о том, что апостолы и пророки занимают более высокое положение в руководстве церковью — иными словами, облечены большей властью, — нежели пасторы и другие представители «пятикратного служения». Однако эти же самые лидеры НАР противоречат сами себе, когда настаивают на том, что пасторы, принимающие участие в апостольских сообществах, должны подчиняться апостолам этих сообществ. См., к примеру, Wagner. Churchquake, pp. 98-99, 122. Таким образом, на практике (хотя об этом не всегда открыто говорится) апостолы и пророки находятся на высшем уровне иерархии церковного управления.
  17. Hamon. Apostles, Prophets and the Coming Moves of God, pp. 123-125.
  18. Учение о том, что истинные пророки могут ошибаться, повсеместно присутствует в литературе НАР. См., к примеру, как один из самых влиятельных пророков в движении НАР излагает это учение в своей книге: Hamon, Bill. Prophets and Personal Prophecy (Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, Inc., 2001), pp. 125-126.
  19. На счету Кима Клемента несколько лжепророчеств, в том числе предсказание о том, что Усама бен Ладен будет схвачен до Пасхи 2004 года. Впоследствии Клемент пытался отредактировать первоначальное предсказание, но оригинальный текст можно найти в статье Clement, Kim. 311 Prophecy: The Beginning of An Unusual Chain of Events // The Vault, 12.01.2004. Рик Джойнер вместе с Бобом Джонсом в 1997 предсказали, что через девять месяцев Лос-Анджелес будет уничтожен землетрясениями и террористическими актами. См. Harmon, Cedric. God’s Lightning Rod // Charisma, 31.03.2001.
  20. Wagner. Dominion, pp. 67-68; Enlow, Johnny. The Seven Mountain Prophecy (Lake Mary, FL: Creation House, 2008), p. 41.
  21. Wagner. Dominion; Hamon, Bill. Prophetic Scriptures Yet to Be Fulfilled.
  22. Другая разновидность учения о владычестве, «учение о восстановлении», или «христианский реконструкционизм» (Christian Reconstructionism), также утверждает, что власть будет возвращена человечеству. Однако реконструкционисты подчеркивают, что христиане возьмут власть не благодаря сверхъестественным способностям, а с помощью политических средств.
  23. Wagner. Dominion, p. 5.
  24. Wagner, C. Peter. The Truth About the New Apostolic Reformation // Charisma, 01.11.2011.
  25. Джоел Мак-Дермон в своей статье приводит конкретные примеры этих учений о владычестве. См. McDurmon, Joel. Seven Mountains Dominionism: «Not the Same Brand» // The Americal Vision, 08.09.2011.
  26. Wagner. Dominion, pp. 72-73.
  27. Affirmations and Denials // International House of Prayer.
  28. См. 12 лекций Майка Бикла по книге Откровения.
  29. Hamon. Prophetic Scriptures Yet to Be Fulfilled, pp. 41-42, 213.
  30. Это учение еще называют «Пророчеством Семи Гор».
  31. Enlow. The Seven Mountain Prophecy, pp. 43-44.
  32. Там же, p. 62.
  33. Там же, p. 67.
  34. Видеоролик под названием «Является ли весть о Семи Горах учением о владычестве?» (Is the Seven Mountain Message Dominionism?) с участием Джонни Энлоу, Лэнса Воллнау и Оса Хиллмана выложен на сайте Vimeo. Этот ролик — фрагмент из видекурса Оса Хиллмана — пытается успокоить зрителей, убеждая их, что Мандат Семи Гор не имеет отношения к захвату власти в обществе.
  35. Мандат Семи Гор недвусмысленно объясняется как поручение взять под контроль общество в таких книгах НАР, как The Seven Mountain Prophecy Джонни Энлоу и Dominion Питера Вагнера. Кроме того, Джоел Мак-Дермон в своей статье демонстрирует, что в основе Мандата Семи Гор лежит идея получения власти над обществом.
  36. Похоже, в Библии действительно упоминаются территориальные духи — высокопоставленные бесовские духи, властвующие над конкретными географическими территориями. Однако Библия вовсе не говорит, что Божий народ должен вступать в прямое противоборство с этими духами. Пророк Даниил этого не делал.
  37. Arnold, Clinton E. 3 Crucial Questions About Spiritual Warfare (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1997), pp. 175-177.
  38. Изложение свойственных IHOP представлений о молитве и поклонении как оружии, предназначенном для победы над врагами Бога, можно найти во второй из двенадцати лекций Майка Бикла по книге Откровения.. Изложение свойственных IHOP представлений о поклонении как об оружии, предназначенном для победы над территориальными духами, см. статью Майка Бикла Releasing Power Songs of Beautiful Holiness // Ebookbrowse, 08.01.2000.
  39. Первая из двенадцати лекций Майка Бикла по книге Откровения.
  40. «Движение 2000-го года» (AD2000 Movement) — международное движение, созданное в 1989 года китайцем д-ром Томасом Вонгом и бразильцем пастором Луисом Бушем и поставившее своей задачей в срок до 2000 года создать в каждом народе и городе, еще не достигнутых благой вестью, по живой миссионерской церкви.
  41. Видеозапись этой церемонии можно посмотреть на сервере YouTube под названием «The Call Nashville Senator Brownback».
  42. Вторая из двенадцати лекций Майка Бикла по книге Откровения.
  43. Joyner, Rick. The Final Quest (Charlotte, NC: MorningStar Publications, 1996), pp. 137, 145; Joyner, Rick. The Apostolic Ministry (Wilkesboro, NC: MorningStar Publications, 2004), pp. 162-163. См. также третью из двенадцати лекций Майка Бикла по книге Откровения.
  44. Wagner. Dominion!, p. 107.
  45. Joyner. The Apostolic Ministry, p. 41; Joyner, Rick. The Harvest (Pineville, NC: MorningStar Publications, 1989), p. 27; Joyner, Rick. Abiding in the King Produces Kingdom Authority // The Elija List, 28.09.2012.
  46. «Явленные Сыновья Божьи» — одно из названий, которые в движении НАР используются для обозначения особой группы христиан, которые обретают сверхчеловеческие силы путем следования за апостолами и пророками. Другие названия — «новый вид людей», «победители», «армия Иоиля» и «поколение Илии».
  47. Hamon. Apostles, Prophets and the Coming Moves of God, pp. 265-266. См. также George Warnock. The Feast of Tabernacles (The Church in Action, 1951), ch. 14. Уорнок — богословский первопроходец в учении о Явленных Сыновьях Божьих.
  48. Hamon. Prophetic Scriptures Yet To Be Fulfilled, pp. 39-40; Hamon, Bill. The Day of the Saints: Equipping Believers for Their Revolutionary Role in Ministry (Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, Inc., 2003), pp. 73-74.
  49. Hamon. Apostles, Prophets and the Coming Moves of God, p. 265.
  50. Wagner. Dominion, pp. 6-7, 75-95.
  51. Wagner. Dominion, p. 73.
  52. Hamon. Apostles, Prophets and the Coming Moves of God, p. 10.

    Холли Пивек — христианский блоггер, ведущая англоязычного блога «Дух заблуждения» (www.spiritoferror.org), посвященного критике современных апостолов и пророков, принадлежащих к движению Новой Апостольской Реформации.

    Холли — опытный журналист и исследователь, в прошлом она была газетным репортером, одним из авторов апологетического журнала Christian Research Journal, университетским редактором в Университете Байола и исполнительным редактором университетского журнала Biola Magazine. Она написала более 200 статей, посвященных теме Новой Апостольской Реформации, вопросам богословия и новых тенденций в жизни Церкви.

    Холли получила степень магистра христианской апологетики в Университете Байола.

(с) Holly Pivec. Все права сохранены.
 http://www.apologeticsindex.org/2977-new-apostolic-reformation-overview

ИСТОЧНИК