Лжепророк Уильям Бранхам
 
Дэвид Клауд
 
WilliamBranham
В 1940-х и 1950-х годах произошел невиданный всплеск евангелизаций исцеления. Одним из крупнейших деятелей этого движения стал УИЛЬЯМ БРАНХАМ (1909–1965), бывший баптист, примкнувший к пятидесятническому направлению «Только Иисус». Он проводил евангелизации исцеления по всему миру и являлся одним из отцов современного движения исцеления. «Словарь пятидесятнических и харизматических движений» говорит о нем следующее: «Уильям Бранхам, по всеобщему признанию, стал «отцом» и «законодателем» пробуждения. Его кампании чудесного исцеления, внезапно начавшиеся в 1946 г., стали детонатором мощного духовного всплеска в пятидесятническом движении, которое готовилось к выходу на авансцену религиозной жизни».

Бранхам утверждал, что начиная с трехлетнего возраста он слышал голос, дающий ему духовные наставления. Он провозгласил себя посланником конца времен Лаодикийскому церковному веку, а также Ангелом из Отк. 3:14 и 10:7 и Илией из Мал. 4. Бранхам метался от одного антибиблейского взгляда к другому. Он принял «богословие единственников» («Только Иисус»), и отрицал Троицу, заявляя: «Тринитарианство от дьявола. Так говорю вам я. Так говорит Господь (Footprints on the Sands of Time: The autobiography of William Marrion Branham, Part Two, Jeffersonville, IN: Spoken Word Publications, 1975, pp. 60–67).

Он утверждал, что грех Евы состоял в ее интимной связи со змеем, а Каин стал результатом этой связи. «Вот что произошло в саду Эдемском на самом деле. Библия говорит, что змей обольстил Еву, однако, в действительности, змей соблазнил женщину. Его устроение было настолько близко к человеческому, что его семя смешалось с семенем Евы, что привело к зачатию» (Branham, The Original Sin, pp. 2, 3). Бранхам учил, что разделение на конфессии является меткой антихриста, и что Бог учреждает восстановленную апостольскую церковь последнего времени, свободную от порочного межконфессионального раскола. Бранхам называл этот период восстановления «Седьмым церковным веком Бога».

Бранхам отрицал вечность адских мучений для грешников, отстаивая теорию уничтожения. Бранхам учил, что Откровение Божье дано нам в трех формах: Зодиак, пирамиды Египта и письменное Слово (Al Dager, Vengeance is Ours, p. 59). Бранхам поддерживал учение о проявившихся сынах Божьих, согласно которому Бог поставит апостолов последнего времени, которые совершат великие чудеса и обретут бессмертие перед возвращением Христа. Бранхам предсказывал, что к 1977 г. все конфессии войдут в состав Всемирного совета церквей, возглавляемого Римом, произойдет восхищение Церкви и наступит конец света (Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements, firstedition, p. 96). И, хотя он не отрицал возможность наличия ошибки в этих своих предсказаниях, он пошел еще дальше: «По крайней мере, эта великая держава [США. — Прим.пер.] начнет войну, которая разнесет ее на мелкие кусочки» (Branham, The Laodician Church Age, Dec. 11, 1960, Jefferson, Indiana, audiotape). Как мы знаем, 1970-е годы давно закончились, а война, которая должна разнести Америку на мелкие кусочки, до сих пор не началась.

Бранхам обладал талантом ясновидения. Он мог сообщать личные подробности из жизни как незнакомых ему людей, так и своих прихожан. Он мог назвать незнакомца по имени и рассказать о прошлых событиях и тайных грехах из жизни этого человека. «Этот талант во многом способствовал легендаризации личности Бранхама» (Harrell, All Things Are Possible, p. 38).

Бранхам утверждал о наличии у него персонального ангела, направлявшего все аспекты его жизни и служения. Бранхам приписывал своимспособности именно этому ангелу. «Ангел обратился к Уильяму Бранхаму со словами: “Не бойся. Я прислан к тебе из присутствия Бога Всемогущего для того, чтобы сообщить, что жизнь твоя, и твои не понятые другими пути даны для того, чтобы указать на тебя, как на посланника Божьего, призванного принести дар Божественного исцеления людям этого мира. Если ты будешь искренен в делах твоих и сможешь повести за собой тех, кто верит тебе, ничто не устоит перед молитвой твоей, даже рак”» (Harrell, All Things Are Possible, p. 28). Бранхам описывал своего ангела как хорошо сложенного человека с темными волосами и сложенными на груди руками. Этот ангел якобы всегда находился рядом с Бранхамом, и все, что он ему говорил, последний должен был исполнить.

Однажды вечером, непосредственно перед собранием Бранхам обратился к своему переводчику: «Не стой справа от меня, это место моего ангела». Бранхам говорил, что ангел присутствовал рядом с ним днем и ночью, а без него его проповеди не имели силы. Более того, в отсутствие ангела Бранхам не был способен принимать собственные решения даже в своей личной жизни. Ангел непременно сообщал Бранхаму, кого исцелять, а кого не исцелять. Однажды переводчик спросил Бранхама: «Как вы думаете, ваша сила исцеления людей исходит от Святого Духа?» Бранхэмответил: «Нет, все это делает мой ангел» (Carl Dyck, William Branham: The Man and His Message, Saskatoon: Western Tract Mission, 1984, p. 16).

Бранхам утверждал, что ангел научил его диагностировать болезни по вибрациям на своей левой руке. «Когда дух болезни вступает в контакт с его даром, он производит такое физическое волнение, что оно становится видно на руке брата Бранхама невооруженным взглядом. Это воздействие настолько реально и сильно, что мгновенно останавливает ход его наручных часов. Брат Бранхам испытывает ощущения, схожие с тем, как если бы он взялся голой рукой за обнаженный электрический провод, находящийся под высоким напряжением» (F.F. Bosworth, «Gifts of Healing Plus», TheVoiceofHealing, March 1950, pp. 10–11).

Курт Кох, авторитетный христианский исследователь в области оккультизма и духовного обмана, дает такое предостережение в отношении личности Бранхама:

«Много лет назад [Бранхам] сообщил своему переводчику пастору Раффу: «Если мой ангел не подаст мне знак, я не могу совершать исцеление». Рафф отметил наличие нескольких признаков оккультизма в служении Бранхама и, в связи с этим, прекратил сотрудничество с ним. Все эти “ангелы”, о которых говорили [Гарри] Эдвардс и Бранхам были злыми духами, выдававшими себя за ангелов света. Как и во многих других проявлениях оккультизма, нам дается напоминание о том, что сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11:14). Еще одним свидетельством в пользу этого вывода является тот факт, что ни Эдвардс, ни Бранхам не были способны осуществлять исцеление рожденных свыше христиан, поручивших себя заступничеству Христа. В случае с Бранхамом я испытал это на себе. Во время евангелизаций исцеления в Карлсруэ и Лозанне среди аудитории присутствовали несколько верующих — включая и меня — которые молились приблизительно такими словами: “Господь, если сила этого человека дана ему от Тебя, благослови его и действуй через него, но если его дар исцеления исходит не от Тебя, то помешай ему”. Каков же был результат? В обоих городах Бранхам заявил со сцены: “Здесь присутствуют сильные помехи. Я не могу ничего сделать» (Kurt Koch, Occult ABC: Exposing Occultic Practices and Ideologies, 1978, p. 235).

Альфред Поль являлся лидером пятидесятнической конфессии в Канаде и принял участие в одной из евангелизаций Бранхама, происходившей в г. Саскатун, провинция Саскачеван, в конце 1940-х гг. Поль находился рядом с Бранхамом во время собраний и был его помощником, когда тот произносил молитвы над лежачими больными по окончании вечерних служений исцеления. В интервью, данном редактору журнала «О, Тимофей» (O Timothy) 21 февраля 1990 г., Поль прокомментировал события этой евангелизации следующим образом:

РЕДАКТОР: Многие ли объявили о своем исцелении? Показалось ли вам, что многие исцелились на этом собрании?

ПОЛЬ: Да, там были те, кто заявил о своем исцелении, а также были очевидцы, полагавшие, что стали свидетелями чудесных исцелений. Но ПРИ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНОМ РАССМОТРЕНИИ СТАНОВИЛОСЬ ПОНЯТНО, ЧТО МНОГОЕ ИЗ ТОГО, ЧТО КАЗАЛОСЬ ЧУДОМ, ТАКОВЫМ ВОВСЕ НЕ ЯВЛЯЛОСЬ. Со стороны могло показаться, что исцеления действительно совершались, но я находился в непосредственной близости от Бранхама и работал вместе с ним, поэтому я пришел к выводу, что многое из того, что казалось чудесным исцелением, в действительности чудом не было!

РЕДАКТОР: Когда вы [вместе с Бранхамом] проходили по палате [где располагались самые тяжелые лежачие больные], он молился над некоторыми из них. Что он говорил во время общения с такими больными?

ПОЛЬ: Он часто брал руку пациента, и я нередко слышал его слова о том, что ангел повелел ему делать это для диагностирования определенных болезней. Он часто говорил про рак. Вибрации, которые он, якобы, ощущал на своей руке, сообщали ему, что у того или иного человека был рак. Он брал руку пациента и удерживал ее. Затем он произносил: «Да, вибрации говорят мне, что вы больны раком». Затем, он говорил что-то наподобие этого: «Мы будем молиться о том, чтобы Господь исцелил тебя». И он приступал к молитве. После того как молитва заканчивалась, он снова брал человека за руку, либо вообще не выпускал ее на продолжении молитвы, и ПРОИЗНОСИЛ: «Я БОЛЕЕ НЕ ЧУВСТВУЮ ВИБРАЦИЙ. РАК ПОБЕЖДЕН. ТЫ ЗДОРОВ!» Пациент, естественно, ликовал, и я был счастлив вместе с ним, так как я полностью доверял Бранхаму. Я думал, что он Божий человек и тому подобное, и мы очень хотели помогать людям. Итак, рак был [предположительно] побежден, и мы очень радовались этому событию. Но затем Бранхам делал еще одно небольшое дополнительное заявление, наподобие этого: «А теперь продолжай доверяться Господу. Ты исцелен. Не теряй веру в Господа. Будь стоек в своей вере, положись на Господа, И ТЫ БУДЕШЬ ИСЦЕЛЕН». ОН ДОБАВЛЯЛ: «НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ТЫ БУДЕШЬ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПЛОХО. Несколько дней тебе будет очень плохо». Очень часто он упоминал срок три дня. «Тебе будет очень плохо в течение трех дней». Люди часто спрашивали Бранхама о том, что он имеет в виду: «Если я исцелен, то почему я буду снова болеть?» Он отвечал: «Этот рак, раковая опухоль, которая сейчас мертва в твоем теле, должна быть вынесена из тебя через кровь. Это шлак, яд, и его необходимо удалить из организма. Поэтому ты и будешь чувствовать себя плохо, пока идет этот процесс». Но происходило вот что: некоторое время «исцеленный» не переживал за свое болезненное состояние. Он думал: «Бранхам предупреждал меня, что так и будет. Я здоров!» НО СОСТОЯНИЕ БОЛЬНОГО НЕ УЛУЧШАЛОСЬ, А СО ВРЕМЕНЕМ НАЧИНАЛО УХУДШАТЬСЯ И УХУДШАТЬСЯ, ПОКА НЕ НАСТУПАЛА СМЕРТЬ. К тому моменту Бранхам уже находился очень далеко [от этого места].

РЕДАКТОР: Много ли было таких, которых он объявлял исцеленными?

ПОЛЬ: О, да! Насколько я помню, ПРАКТИЧЕСКИ КАЖДЫЙ, У ПОСТЕЛИ КОТОРОГО ОСТАНАВЛИВАЛСЯ БРАНХЭМ, ОБЪЯВЛЯЛСЯ ИСЦЕЛЕННЫМ. НО ТРАГЕДИЯ СОСТОЯЛА В ТОМ, ЧТО МНОГИЕ ИЗ НИХ УМИРАЛИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК БРАНХАМ УЕЗЖАЛ ОТТУДА. Так что далеко не все случаи заканчивались хорошо. Он также говорил: «Не теряйте веру». Иными словами, он особо подчеркивал этот момент. «Не теряйте веру». Именно так Бранхам оправдывал свои неудачи. Если человек умирал, то для этого существовало простое объяснение: он утратил веру. Не Бранхам потерял веру, а якобы исцеленный им пациент. Но я не вижу библейского основания в этом доводе. Когда Господь исцелял, Он делал это безо всяких оговорок. Он не говорил, что исцеленный будет болеть еще три или пять дней, или потеряет свое исцеление, если утратит веру. Нет такого в Библии!

РЕДАКТОР: Одна из газет предприняла попытку расследовать случаи исцеления. Знаете ли вы об этом? Каковы были результаты этого журналистского расследования?

ПОЛЬ: Да, дело было в г. Виннипег. В то время Бранхам находился в Канаде и читал проповеди в нескольких апостольских церквях в этой стране. Первая церковь, которую он посетил, была церковь председателя нашего приходского совета в Виннипеге, который, собственно, и пригласил Бранхама приехать в Канаду. Бранхам провел там свою евангелизационную кампанию. Позже он прибыл в провинцию Саскатун. Во время проведения евангелизации в Виннипеге одна из крупнейших городских газет занималась широким освещением этих мероприятий и упомянула о наличии большого количества исцеленных людей. Журналисты этой газеты весьма благосклонно относились к этой церкви, публиковали ее рекламу и печатали отчеты о многочисленных фактах исцеления. Однако, спустя некоторое время главный редактор этого издания поручил своим журналистам выяснить судьбу тех исцеленных людей, о которых писалось в газете несколькими неделями ранее. [Репортерам] было дано задание встретиться с этими людьми, выяснить состояние их здоровья, живы ли они — в общем, получить об этих людях самую разную информацию. Журналисты узнали, что все эти люди либо скончались, либо их состояние осталось прежним или ухудшилось со времени проведения кампании Бранхама. В газете была опубликована редакторская статья о том, что случаи исцеления оказались мошенничеством чистой воды. Никто не был исцелен. И не все было чисто со всей этой кампанией «чудесных исцелений». Когда же пастор этой церкви прочел указанный газетный отчет, он явился на прием к редактору и высказал свое возмущение опубликованным материалом: «Зачем вы так поступаете с нашей церковью? Вы подрываете нашу репутацию. Вы не должны были печатать эту статью!» Редактор парировал слова пастора, заявив примерно следующее: «Дорогой пастор, ведь если исцеления были настоящими, у вас не должно быть повода для беспокойства, не так ли?» Позже, когда я размышлял над этим происшествием, я подумал о том, что редактор газеты оказался очень разумным человеком. Если исцеления произошли на самом деле, то беспокоиться, действительно, не о чем. А если они были обманом, то их следовало разоблачить — что газета и сделала. Далее редактор сказал пастору: «Мы широко освещали вашу работу во время пребывания у нас мистера Бранхама». Пастор был вынужден согласиться с этим. «А теперь», сказал редактор, «наш долг рассказать читателям окончание всей этой истории». Он добавил: «И вот что нам удалось обнаружить». Он предложил пастору: «Если вы предоставите мне всего лишь один доказанный случай исцеления, я напишу об этом на первой странице моей газеты». Находясь в гостях у этого самого пастора я выяснил, что им так и не удалось найти ни одного такого факта.

РЕДАКТОР: Ни одного?

ПОЛЬ: Ни единого случая.

РЕДАКТОР: Насколько мне известно, был случай с исцелением супруги пастора-радиоведущего, а также с отцом четырех детей-студентов. Как вы можете прокомментировать эти два эпизода?

ПОЛЬ: Да, мне они известны. Один из этих случаев произошел с человеком, проживавшим близ городка Реджайна в провинции Саскачеван. Он и его жена твердо стояли в христианской вере и являлись членами нашей конфессии. Это была отличная семья. У них было четверо детей, и все они были учениками библейской школы в то время, когда я трудился в тех местах. Мы были очень хорошо знакомы и с этими прекрасными детьми, и с их замечательными родителями. Однажды, во время проведения кампании исцеления, в общежитии библейской школы, где тогда находился мой офис, раздался телефонный звонок. Я поднял трубку. Звонил этот человек из аэропорта. Они только что прилетели сюда вместе с женой из Реджайны. Он сообщил мне, что его жена умирает от рака, и они хотят, чтобы Бранхэм помолился над ней. Я предложил ему подъехать в общежитие библейской школы Он хорошо знал дорогу. Я пообещал встретить их у южного входа в школу, разместить жену в одной из комнат общежития и попросить Бранхама помолиться о ее исцелении. Они приехали, и тем же вечером после собрания мы стали переходить с Бранхамом из комнаты в комнату. Я все время помнил о своем обещании. Мы зашли в комнату несчастной женщины. Ее муж уже был там. Бранхам помолился о ней и провозгласил ее исцеленной. Мы все возрадовались. Мы были счастливы при мысли о том, что Господь исцелил эту женщину от ее недуга. Мы радовались за всю ее семью. Бранхам, естественно, не преминул предупредить их о том, что, «несмотря на то, что она полностью исцелилась, ее самочувствие будет оставаться плохим в течение некоторого времени». Супруги сразу вылетели в Реджайну. Они не смогли задержаться у нас, поскольку мы не имели возможности должным образом заботиться о больных. Это было обычное общежитие, и поэтому пастор и его жена вынуждены были незамедлительно отправиться домой.

Спустя примерно две недели или около того, я находился в своем офисе в библейской школе. К тому времени собрания Бранхама уже закончились, а сам он уехал. Я услышал, как отворилась дверь главного входа. Послышались шаги и стук в дверь моего офиса. Вошел человек. Я сразу узнал его, но на его лице лежала печать усталости и пережитого потрясения. Я предложил ему стул и сказал: «Брат мой, что за груз лежит на сердце твоем?» Он ответил: «Брат Поль, ты был рядом с моей женой, когда она лежала в немощи в одной из комнат общежития. Мистер Бранхам молился над ней и объявил о ее исцелении». Я подтвердил, что действительно присутствовал при этом. Он обратился ко мне со словами:«Скажи мне, как могло получиться так, что моя жена, исцелившаяся от болезни несколько дней назад, лежит сейчас в могиле? Объясни мне, как такое могло произойти?» Это был тяжелый удар не только для него, но и для меня. До его прихода мне не было известно о смерти его жены. Никто не знал об этом в нашей церкви. Передо мной находился сломленный человек и требовал у меня объяснений. Что же я мог ему сказать? Я думаю, что его вопрос был одним из самых трудных из тех, на которые мне приходилось отвечать в течение всей моей жизни. Почему она умерла, будучи исцеленной? И я был свидетелем этого. Ее муж, прекрасный христианин, не мог этого понять. Мне было очень жаль его. Я до сих пор не могу вспомнить, что я ответил ему в этот момент. Я помню, что мы плакали вместе и молились вместе. Я мог бы сказать так: «Брат, ты утратил веру, или твоя жена утратила веру». Но чем могли бы помочь ему эти слова? Я осознавал, что это был бы ужасный поступок. Я никогда бы не сказал подобное ни ему, ни кому-либо другому. Он был сломлен. Он уже испытал слишком много горя, чтобы усугубить его состояние словами «Ты утратил веру». Это было бы слишком жестоко, и я не произнес этих слов. Да, я мог бы сказать ему об этом, поскольку именно этим пытаются объяснить многочисленные трагические исходы. Целители часто говорят: «Твоя вера ослабла, и в этом нет моей вины». Но я не нахожу подтверждения подобным случаям в Библии — что люди, утратившие веру, лишались исцеления после того, как Бог, Иисус или Апостолы избавили их от недуга. У меня есть большие сомнения по этому поводу. В конце концов, он уехал домой, и, конечно же, мы молились за него и тому подобное. Но для этого человека и его семьи это был страшный удар.

И второй случай я помню очень хорошо. Он произошел с пастором из городка Порт-Артур в провинции Онтарио, который сейчас носит название Тандер-Бей (произошло слияние двух населенных пунктов — Порт-Артур и Порт-Уильям в один город). Этот человек был пятидесятническим пастором, вел передачу на радио, и, насколько я понимаю, трудился в очень крупной церкви. Он прилетел со своей женой и ее сиделкой в Саскатун самолетом, что, учитывая расстояние, оказалось длительным и весьма дорогостоящим путешествием. И снова мне позвонили из аэропорта, я принял и разместил приезжих в общежитии. После собрания и заключительной молитвы в церкви, я привел Бранхэма в общежитие, где он молился над больными, и над этой женщиной в их числе. Он также молился за исцеление сиделки, страдавшей от глухоты. После молитвы он провозгласил, что сиделка исцелилась. Он также объявил, что жена пастора исцелена от рака. И снова произошла великая радость. Я не лукавлю — мы все искренне ликовали, и я в том числе, потому что тогда я безгранично верил Бранхаму. Я полагал, что он есть истинно человек Божий. Мы радовались вместе, а потом Бранхам уехал. Муж этой женщины (пастор) подошел ко мне: «Брат Поль, я потратил многие тысячи долларов, пытаясь помочь своей жене, — на докторов, на то и на это, на лекарства. Я знаю, что не могу себе этого позволить, но вот…». И он выписал чек на значительную сумму. Он сказал: «Да, я не могу себе это позволить, но Бранхам это полностью заслуживает. Ведь моя жена будет жить!» Он не сомневался в Бранхаме. Он безгранично доверял ему. И выписал солидный чек. Он попросил меня передать этот чек Бранхаму. Я исполнил его просьбу на следующий день. Спустя три или четыре недели после этого я отправился в Онтарио. В то время я трудился в должности секретаря по миссионерской работе в своей конфессии, и в мои обязанности входило посещение нескольких наших церквей в этой провинции. В процессе своей поездки я прибыл в Порт-Артур и Порт-Уильям. У нас была церковь в Порт-Уильяме, и когда я приехал в этот городок, моим первым вопросом местным пасторам был: «А как поживает тот пастор из Порт-Артура? Как дела у его супруги? Она получила исцеление на евангелизации в Саскатуне». Мой вопрос вызвал странное изменение в выражении лиц моих собеседников. В глубине души я взмолился: «Нет, только не это!» Я хорошо помнил случившееся с той семьей из Реджайны, о которой я вам рассказывал. И вскричал в сердце своем: «Только не это!» Но я услышал страшный ответ: «Разве вы не знаете? Разве вам не сообщили? Ее больше нет. Она скончалась».

Это было для меня очередным тяжким ударом, поскольку я начал осознавать, что с подобными «исцелениями» далеко не все было в порядке. В них было нечто лживое, откровенно фальшивое. Почему это произошло не с кем-то, а с пастором, который любит Господа и служит Господу? У него, что, тоже оскудела вера? Или вера ослабла у его жены? За нее молилась вся его церковь. Однако она умерла. Мне также рассказали о еще одном неприятном аспекте этого случая. Этот пастор вел передачу на радио, которая пользовалась большой популярностью. Как только он вернулся домой, он сообщил своей аудитории о том, что они с женой посетили замечательные служения исцеления Бранхама в Саскатуне, во время которых многие получили исцеление, и в их числе — его супруга. Я не сомневаюсь, что очень многие возрадовались вместе с ним и были счастливы за его жену. Прошло совсем немного времени, и, несколькими днями позже, пастор сообщил в своей радиопередаче о смерти супруги. Как мне рассказали, это резко отразилось и на популярности его радиопрограммы. Люди далеко не глупы, они способны думать и сопоставлять — вот происходит чудесное исцеление — и наступает смерть всего через несколько дней. Эти два факта никак не стыкуются в человеческом сознании. Эти две истории запомнились мне больше всего, однако были и другие подобные случаи — «исцеленные» люди умирали. Я НАХОДИЛСЯ РЯДОМ С ПОСТЕЛЬЮ ОДНОГО БОЛЬНОГО ЗА ДРУГИМ. Я СЛЫШАЛ ОБЪЯВЛЕНИЯ ОБ ИХ ИСЦЕЛЕНИИ. НО ГДЕ ОНИ ТЕПЕРЬ? ИХ С НАМИ НЕТ. ОНИ СКОНЧАЛИСЬ. ЭТО ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОЛУЧЕННОГО ИСЦЕЛЕНИЯ (Заключительная часть интервью Альфреда Поля 21 февраля 1990 г.).

Я убежден, что целительные способности Бранхама имели оккультное происхождение. Голоса, посещавшие его, вибрации и опухание его руки, огни, преследовавшие его, огненные шары якобы исполнявшие свой танец в помещениях, где он проводил свои служения исцеления, состояние полного опустошения, которое он испытывал после своих собраний — все это является признаками оккультизма. Эти сверхъестественные проявления пугали и смущали Бранхама до такой степени, что он говорил жене, что он ненавидит их и готов отречься от них, хотя он так и не сделал этот решающий шаг. Божьи люди пытались предостеречь его. А ворожеи и гадалки видели его оккультную силу.

Бранхам писал: «Что пугало меня больше всего, каждый раз, когда я встречал гадалку, они осознавали, что нечто происходило. И это просто…это чуть не убивало меня. Например, однажды мы с двоюродным братом проходили через карнавал, мы были тогда просто мальчишками и проходили мимо. Итак, там в одной из палаток сидела гадалка, молодая женщина, красивая молодая женщина. Мы проходили мимо. Она сказала: «Эй, ты, подойди сюда на минутку!» Все трое из нас повернулись. И она сказала: «Эй, ты, в свитере в полоску» (это был я). И я сказал: «Да, мадам?» Я подошёл и спросил: «Да, мадам, чем могу быть полезен?» И она сказала: «Послушай, а ты знаешь, что за тобой следует свет? Ты был рождён под определённым знаком » (William Branham: The Man and His Message, pp. 22–23).

Бранхам описывал и другие случаи, когда гадалки сообщали ему о подобных проявлениях. К сожалению, Бранхам предпочел не прислушиваться к голосам мудрых и благочестивых проповедников, предупреждавших его о демоническом происхождении его сверхъестественных проявлений. К великому прискорбию, Бранхам не прислушался и к голосу своих страхов и к собственной совести, призывавших его бороться с оккультизмом. Остается лишь сожалеть о том, что Бранхам не прислушался и к Библии. Вместо этого он позволил демоническим духам обольщения управлять своей жизнью, получив от них взамен силу вести за собой множество людей в бездну лжи и обмана.

Последователи Бранхама считали его апостолом и пророком конца церковного века. Когда 24 декабря 1965 г. он скончался от травм, полученных в результате автомобильной аварии, они верили, что он должен был воскреснуть из мертвых на третий день. Этого не произошло, и на пятый день Бранхам был предан земле. В наше время собрания его сторонников происходят в некоторых частях США, Канады и Великобритании. Я слышал, что на некоторых служениях для Бранхама на видном месте устанавливается пустой стул. Сам же Бранхам и по сей день находится в могиле.

Несмотря на приверженность множеству лжеучений и фальшивые исцеления, Бранхам обладал обширным влиянием в пятидесятнической среде. Долгое время он пользовался поддержкой Демоса Шакаряна, основателя Международной ассоциации бизнесменов Полного Евангелия. Шакарян писал: «Преподобный Бранхэм часто говорил, что является членом всего одной организации — Ассоциации Бизнесменов Полного Евангелия. Нередко, будучи приглашен для выступления на различных конференциях или собраниях, он преодолевал большие расстояния ради исполнения достигнутых договоренностей. Его дух служения являлся для нас источником вдохновения» (David Harrell, Jr., All Things Are Possible, 1976, p. 161).

Среди тех, на кого учение Бранхама оказало существенное влияние, следует назвать такие имена, как Орал Робертс, Т.Л. Озборн, Джек Коу, А.А. Аллен, Кеннет Хейгин, Кеннет Коупленд, Кэтрин Кульман, Пол Кейн, Эрл Полк, Мерилин Хикки и Бенни Хинн. «Словарь пятидесятнических и харизматических движений» дает высокую оценку заслуг Бранхама:

«Как человек, определивший основное направление развития пробуждения исцеления [1940-х и 1950-х годов], БРАНХАМ СТАЛ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ВДОХНОВЕНИЯ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ДРУГИХ СЛУЖЕНИЙ ИСЦЕЛЕНИЯ. Он воодушевил сотни служителей на служение исцеления, а тысячи евангелистов отдают ему дань уважения за тот вклад, который он внес в их деятельность. Уже в 1950 году более 1000 целителей-евангелистов собрались вместе на конференции «Глас исцеления» («Voice of Healing») чтобы дать высокую оценку влиянию Бранхама на движение исцеления» (Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements, first edition, p. 372).

Обращение к читателям от сотрудников сайта "Ереси нет!": Если Вы осознали серьезность и опасность заблуждений учений Уильяма Бранхама, а также харизматическо-пятидесятнического движения, то всегда можете обратиться к нам для духовной помощи, совета и молитвы через раздел нашего сайта "Контакт" или по следующему адресу электронной почты: mission2rescue(собачка)gmail.com