Падение навзничь харизматического движения
 
Дэвид Клауд
 
navznich
Практика так называемого «падения под действием Святого Духа» стала неотъемлемым элементом пятидесятнического движения с момента его зарождения. В странах Запада это явление также известно, как «падение под действием силы», «время лежать на ковре», «клей Святого Духа», «пропитка помазанием» и тому подобное. Подобные падения случались уже в Библейской школе «Вефиль» Чарльза Пархэма в городе Топека, штат Канзас.

Агнес Озман, ставшая первой среди учеников Пархэма, заговорившей на «иных языках», свидетельствовала: «Когда Святой Дух сошел на нас в Библейской школе, некоторые упали на пол под воздействием силы и были так исполнены Духом, что с трудом смогли подняться на ноги» (Agnes Ozman LaBerge, What God Hath Wrought, quoted from TheTopeka Outpouring of 1901, p. 88). Падения «под воздействием Святого Духа» происходили и в миссии на Азуза-стрит. В передовице первого издания газеты Сеймура «Апостольская вера» (Apostolic Faith) говорилось: «Некоторые оказались сражены силой Божьей» (The True Believers: Eye Witness Accounts of the Revival that Shook the World, p. 29). Это явление в миссии на Азуза-стрит описано во множестве свидетельств. Уильям Дарэм писал: «Электрический разряд поразил меня со всех сторон; я пролежал два часа под действием Его могущественной силы» (The TrueBelievers, p. 41). Рейчел Сайзлав свидетельствует: «Сила сразила меня, и я упала на пол» (The True Believers, p. 77).

McFurson1Падения «под действием Святого Духа» происходили и на служениях Марии Вудворт-Эттер, и Эйми Семпл Макферсон. Они регулярно случались и в «Пророческой церкви Бога» с момента ее основания. Они не обошли стороной приюты и школы «Шарон» в городке Норт-Баттлфорд в Саскачеване и собрания Кеннета Хейгина, и конференции «Чудес и знамений» Джона Уимбера». Это явление также присутствовало в «Благословении Торонто» и в «Браунсвильском пробуждении в Пенсаколе». Оно продолжает происходить в служениях Родни Ховард-Брауна, Кеннета Коупленда и Бенни Хинна. Оно стало повсеместной практикой в харизматических кругах. Я был очевидцем «падений под действием Святого Духа» на конференциях «Новый Орлеан-87», «Индианаполис-90» и «Сент-Луис-2000». На этих авторитетных форумах присутствовало в общей сложности около 65 тысяч делегатов.

И снова мы сталкиваемся с очередным грандиозным заблуждением. В Новом Завете мы не находим ничего, даже отдаленно напоминающего харизматическое «падение под воздействием Святого Духа».

 

Примеры падений в Новом Завете

Ниже приводится ряд примеров того, как и при каких обстоятельствах люди падали на землю в Новом Завете:

• Верующие иногда падали перед Христом, чтобы поклониться Ему (Мф. 2:11; 18:26; Лк. 17:16; Ин. 11:32). Павел говорит о неверующих, падающих ниц в церкви для поклонения Богу (1 Кор. 14:25). В вышеописанных случаях термин «падать» используется при описании поклонения. См. также Пс. 71:11; Ис. 44:19; 46:6; Дан. 3:5; Мф. 4:9; Отк. 4:10; 5:8, 14; 19:4.

• Ученики пали на лица свои в страхе, когда услышали глас Божий на горе Фавор — месте Преображения Господня (Мф. 17:6).

• Воины и служители от первосвященников, пришедшие схватить Иисуса в Гефсиманском саду, отступили назад и пали на землю, когда Он произнес слова «это Я» (Ин. 18:6).

• Анания пал бездыханным, когда Бог поразил его за его ложь (Деян. 5:5).

• Савл упал на землю, когда Господь явился ему на дороге в Дамаск (Деян. 9:4).

• Иоанн пал, как мертвый, к ногам прославленного Христа в Отк. 1:17.

 

Существует ли отличие этих падений от харизматического «падения

под действием Святого Духа»?

Примеры падений, описанные в Новом Завете, не имеют ничего общего с явлением «падения под действием Святого Духа», являющимся неотъемлемым элементом харизматического движения.

Во-первых, в двух из описанных случаев падали неверующие (Ин. 18:6; Деян. 9:4).

Во-вторых, в новозаветных примерах падению не предшествовало возложение рук. В Библии полностью отсутствовало какое-либо физическое постороннее воздействие на упавших.

В-третьих, отсутствовал «клей Святого Духа», не позволявший упавшему подняться.

В-четвертых, падения не сопровождались «святым смехом».

В-пятых, отсутствовала особая атмосфера, поощряющая падения.

В Библии отсутствует какое-либо учение о подобных падениях. Люди не выстраивались в очередь, чтобы упасть. Там не было особого музыкально-хорового сопровождения, призванного подготовить людей к принятию мистических переживаний. Никто не выкрикивал: «Господь, пошли нам Свой огонь!» или что-то еще в этом роде.

В Новом Завете не содержится даже намека на то, что Господь Иисус Христос, Его Апостолы и ранняя Церковь когда-либо практиковали "падение под действием Святого Духа". Господь Иисус никогда не падал, хотя и имел Святого Духа без меры (Ин. 3:34). И в праздник Пятидесятницы не происходило никаких «падений под действием Святого Духа». Да и верующие в первых церквях не совершали харизматических падений. Это явление не упоминается ни в одном из новозаветных посланий. Ни Павел, ни Петр, ни Иоанн не оставили нам никакого описания «падения под действием Святого Духа».

Друзья мои! Я отказываюсь принимать участие либо каким-то способом оказывать поддержку любому «движению пробуждения», в котором присутствует «падение под действием Святого Духа», или иное проявление, столь неприкрыто противоречащее тому, что мы видим в книгах Нового Завета. Харизматические лидеры советуют нам не опасаться таких проявлений. И это крайне опасный и небиблейский совет. Нам заповедано испытывать ВСЁ (1 Фес. 5:21). Харизматические лидеры призывают: «Расслабься и откройся Богу, позволь Ему делать то, что Ему угодно». Да, мы действительно желаем, чтобы и наша жизнь, и жизнь наших церквей протекала под неограниченным Божьим водительством, однако было бы неразумно и опасно игнорировать тот факт, что Слово Божье неоднократно предостерегает нас о ложных духах и ложных учителях.

Апостол Петр не призывает нас расслабиться и открыться. Напротив, он предостерегает: «ТРЕЗВИТЕСЬ, БОДРСТВУЙТЕ, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Он призывает нас трезвиться и бодрствовать, то есть, непрестанно пребывать настороже к проискам врага и попыткам обольщения. А это прямо противоположно тому, что происходит при «падении под действием Святого Духа», когда верующий полностью теряет контроль над собой и попадает под влияние некоей мистической «силы». Трезвящийся и бодрствующий человек не допускает ситуаций, в которых он лишается способности трезво и здраво оценивать происходящее.

 

О падениях навзничь в харизматическом движении

Вольфганг Бюне

slain in spirit

В последние годы на харизматических собраниях приобрело особенно широкую известность явление, которое было названо «покоем в Духе», «поражением (сбиванием с ног) Духом», или «падением под силой». Хотя утверждают, что этот феномен известен из истории Церкви, однако, при этом не могут подтвердить этот тезис конкретными примерами, так как обмороки случавшиеся на собраниях Весли, Вайтфильда, на которых происходили пробуждения, или на собраниях средневековых проповедников покаяния, например, Таулера — все эти обмороки имели совершенно другие причины и истолкование. В доказательство библейского обоснования «опрокидывания» называют следующих личностей:

Иезекииля (Иез. 2,1); Даниила (Дан. 8,17; 10,8-9); солдат при аресте Иисуса (Иоан. 18,6), апостолов на горе Преображения (Мат. 17,6); стражу у гроба Иисуса (Мат. 28,4); апостола Иоанна на Патмосе (Отк. 1,17).

Хотя в начале пятидесятнического движения люди часто «опрокидывались», для широких кругов общественности это явление стало известным только в недавнем прошлом, благодаря мероприятиям проводившимся К. Кульман, Кимом Коллинзом, Райнхардом Боннке и Джоном Уимбером.

Джон Уимбер так описывет явление «опрокидывания»:

«Об этом феномене, когда люди падают на пол и иногда лежат на спине или животе по нескольку часов, известно нам не только из сообщений истории Церкви. Он случается часто и в наши дни. Большинство людей при этом переживают чувство покоя и большой невозмутимости по отношению к своим жизненным обстоятельствам. Как правило, после этого каких-либо положительных или отрицательных побочных последствий не наблюдается. Случается, что такое состояние длится от 12 до 48 часов. В таких случаях люди потом рассказывали, что в них произошла глубокая духовная перемена. Случаются ситуации весьма драматические, когда так падает пастор или духовный руководитель. Как правило, многие действительно повергаются в Духе ниц и продолжают лежать на животе. Были случаи, например, когда один пастор на протяжении почти часа бился ритмически головой о пол. (Примечательно то, что это не вызвало ни головных болей, ни каких-либо повреждений.) Изменения, которые наступают после таких переживаний, могут быть огромными. Кажется, что именно пасторы посредством таких переживаний принимают новые полномочия и становятся более деятельными в служении».

Правда, в действительности люди падают не на живот, как то описывает Уимбер, а исключительно на спину. Многие свидетельствуют, что в таком состоянии они видят видения, «успокаиваются в блаженстве», говорят на языках или исполняются силой для служения. Некоторые разражаются так называемым «святым хохотом».

Часто люди опрокидываются после того, как на них возлагаются руки или они контактируют с определенной личностью. Другие, как это было во Франкфурте во время «огненной» конференции, опрокидываются, если на них подуют в микрофон. Р.Боннке сообщает, что на его больших евангелизационных мероприятиях часто в течение нескольких секунд в момент «крещения Духом» или «излияния Духа» тысячи людей падают на землю. Он даже опубликовал фотографии, на которых можно увидеть, как тысячи людей хаотично лежат вповалку на земле.

В проведении большинства таких собрании задействованы помощники, для того чтобы подхватывать и укладывать людей, так что сцены на некоторых мероприятиях представляют собой довольно странное зрелище. Случается, что «пораженный Духом» падает евангелист или переводчик.

Дж. Букингем пишет в своей автобиографии о Кэтрин Кульман:

«Однажды на послеобеденном воскресном собрании в Шрайн-аудитории Кэтрин вызвала на платформу всех священнослужителей: католиков, протестантов и иудеев. Около 75 человек откликнулось на ее призыв и выстроилось перед ней. Она дважды протянула руки, вправо-влево, и все эти мужи упали на пол вперемежку, словно куча дров. В Майами, Флорида, она однажды прошла в середину хора, для того, чтобы вместе помолиться с теми, которые смогут коснуться ее при этом и почти 400 человек упало на пол «под силой».

Букингем рассказывает также о том, как он демонстрировал в своей общине фильм «Всемирный конгресс по Святому Духу» (Иерусалим 1974). В этом фильме был довольно длительный эпизод об одном исцелительном служении Кэтрин Кульман. Когда после фильма присутствующих призвали к молитве, вдруг послышался стук сдвигаемых стульев и падение человеческих тел на пол:

«Я открыл глаза и увидел, что, кажется, почти третья часть общины под «силой Духа» лежала на полу или сидела в расслабленных позах на стульях. Это была одна из самих больших демонстраций скрытой силы Святого Духа, какие мне довелось пережить».

Хотя «опрокидывание» происходит часто и в католическо-харизматическом движении (особенно на служениях К. Коллинза и Ф. Мэкнатта), предостерегающие голоса, как ни странно, доносятся именно с этого лагеря. Кардинал Зюненс — отец католическо-харизматического движения, очень критически осудил этот феномен и настойчиво предостерегал от него католиков из движения обновления, как от феномена парапсихологического. Психоаналитик Карл Рей, член руководства харизматического движения обновления в католической церкви немецкоязычного населения Швейцарии, в своей книге «Быстрые процессы переживаний с Богом» приходит к следующему заключению:

«Покой в Духе заключает в себе опасность многократных заблуждений. При этом думают, что отдаются Богу, в то время как отдают себя во власть человеческую. Думают, что освобождают чувства для Бога, но тем временем они продолжают оставаться в сфере человеческого. Думают, что познают Бога, тем временем в состоянии психической депрессии радуются собственной похоти. Думают, что они опрокинуты Духом Святым, а в действительности подвергаются действию механизма массовой психики. Думают, что позволяют себе упасть в надежную руку Божию, в то время как подвергаются опасности злоупотребления человеком самыми интимными и чувствительными порывами их сердец».

Что говорит Библия?

Из тех немногих примеров, когда люди падали на спину, становится ясно, что во всех этих случаях речь идет о знамении суда над этими людьми. Священник Илий, суд над которым был предсказан во второй главе первой книги Царств, умер, упав навзничь со стула и сломав себе при этом хребет (1 Цар. 4,18). В 28-й главе Книги пророка Исаии было возвещено о суде над пророками и священниками Ефрема, которые свершали свое служение в нетрезвом состоянии («в видении ошибаются, в суждении спотыкаются»). В пророчестве о них было сказано, что они «упадут навзничь и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены» (Ис. 28,13). Также о толпе людей, пришедших арестовать Иисуса, сказано, что «они отступили назад и пали на землю» (Иоан. 18,6), после того, как Сын Божий промолвил: «Это Я». И из этого примера ясно, что Бог таким способом воочию указал им на их же беспомощность и бессилие.

Люди, пораженные величием и святостью Божией, падали перед Ним в поклонении. Падали исключительно лицом вниз, а не на спину. Они отвращали свое лицо от Славы Божией и тем самым «покрывали» себя в присутствии Бога.

Авраам.

«И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним...» (Быт. 17,3).

Моисей.

«Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3,6).

Израильский народ.

«... и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» (Лев. 9,24).

Валаам.

«... и преклонился, и пал на лице свое» (Чис. 22,31).

Илия.

«Услышав сие, Илия закрыл лицо свое милотью своею, и вышел...» (3 Цар. 19,13).

Иезекииль.

«Увидев это, я пал на лице свое...» (Иез. 2,1).

Даниил.

«И когда он говорил со мною, я без чувства лежал лицем моим на земле...» (Дан. 8,18).

Исцеленный прокаженный.

«И пал ниц к ногам Его, благодаря Его...» (Лук. 17,16).

Ангелы, старцы и четыре животных.

«... и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу» (Отк. 7,11).

Также о неверующем, который войдет в собрание христиан, и Дух Святой обличит его, сказано, что «он падает ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог» (1 Кор. 14,25).

Это небольшая подборка библейских мест показывает, что люди в присутствии Божием падали на лице свое, а не на спину, как происходит на многих харизматических собраниях, когда люди иногда лежат самым непристойным образом, так что приходиться поручать сестрам приводить в порядок юбки «опрокинутых» женщин. Разве может быть в том нужда там, где действует Дух Святой?

А. Зайбель в статье «Как классифицируется падение на спину в свете Библии?» указал в этой связи на еще один аспект, над которым следует задуматься:

«Дьявол, подобно обезьяне, передразнивающий Бога, довольно часто действует противоположно Святому Духу. Так известно, что в сатанинских кружках в качестве живых алтарей лежат на спине люди (обычно женщины). Это означает открытие наготы пред Богом. По этой причине во времена Ветхого Завета не разрешалось сооружать жертвенник на ступенях: «И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота Твоя» (Исх. 20,26). Человек, падающий пред Богом на лице свое, покрывает наготу свою, а лежащий на спине открывает ее. Это дух противоречия, оголяющий людей (Отк. 16,15). Подобное никогда не может быть действием Святого Духа».

Выводы

1) «Покой в Духе» невозможно обосновать библейски. Напротив, все те немногие примеры из Библии — негативны, то есть, определяют это явление как знамение суда Божия.

2) Если это явление вызывается не Духом Божиим, тогда представляются возможными следующие варианты:— это результат воздействия, внушения, манипуляций или механизма групповой динамики;— это «делается» сознательно, следовательно, это просто шоу (спектакль), а значит дело нечестное;— в этом явлении задействованы оккультные силы, подчиняющие себе людей, из-за своей пассивности открытых для влияния бесовских сил. Конечно, следует быть осторожным в суждениях и не объявлять сразу об одержимости, когда люди «опрокидываются». Но, с другой стороны, следует также помнить, что сатана в конечном счете может использовать для своей выгоды законы внушения и групповой динамики.Как известно, первое большое движение за пробуждение в Германии было вызвано сочинением Шпенера «Жертва угодная». Это сочинение начинается цитатой из Иеремии 9,1:

«О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего».

Сегодня «поражение» не оплакивается, но ценится, как доказательство Святого Духа. Из этого становится понятно, сколь далеко мы удалились от пробуждения в библейском смысле этого понятия.