Евангельские Христиане Баптисты
 
 
 
Православие и баптизм

Константин Матаков
 
(Катерий) – Уже 2000 лет прошло с тех пор, как родился на земле наш Спаситель. И вот мы, верующие в искупление Его, оказались разделенными на разные исповедания, не можем понять друг друга, и не любовь между нами, но – вражда. Теперь, когда зримы признаки того, о ком возвещено в Откровении Иоанна, и имя Христово хулят все больше и больше, христиане должны стремиться к единству, но для этого нужно лучше узнать друг друга.
(Анастасий) – На это трудно возразить, хотя единство христиан может быть различным. Существует такое понимание единства, к которому я вряд ли хотел бы стремиться: это единство любой ценой, например, ценой отказа от собственной веры. Говорят, что все вероисповедания равны, за исключением мелких деталей: признай это и вот, – долгожданное единство христиан! Именно для того, чтобы показать ошибочность последнего тезиса необходимо лучше знать вероучение других конфессий. В связи с этим, я бы предложил начать с истории возникновения Вашей конфессии.

Подробнее...

Операция на сердце или из Баптизма в Православие
 
Вадим Акентьев
 
Эта книга – некоторые наброски о том, как евангельский христианин-баптист с восьмилетним стажем, миссионер, проповедник, без пяти минут выпускник Московского Богословского института Союза ЕХБ, директор кемеровского отделения евангельской студии «Радиоцерковь» перешел в православие.

Подробнее...

ПРОТЕСТАНТИЗМ  И  ПРАВОСЛАВИЕ
 
Андрей Кураев
 
Еще два года назад можно было надеяться, что начавшееся духовное пробуждение будет постепенно набирать силу, и в течение десятилетий незаметным и кропотливым, не афиширующим себя трудом удастся восстановить и в душах людей, и в стране то, что разрушалось и ветшало также десятилетиями.
 
Сегодня уже невозможно столь беспроблемно видеть наше будущее. Стена, воздвигнутая государственным атеизмом между ныне живущими и духовной культурой исторической России, пала, но ее энергично бросились восстанавливать протестантские проповедники со всего света.
 
В этой статье я попробую дать ответ на два вопроса: во-первых - почему меня тревожит активность протестантских проповедников в России, а во-вторых, почему же православная Церковь без всяких попыток реального сопротивления отдает Россию американским и корейским проповедникам.

Подробнее...

Православное и баптистское понимание причастия
 
Константин Матаков
 
(К) – .. Мы имеем вечную жизнь через веру во Христа (Ин. 3, 15; 1 Ин. 5, 13). Зачем для этого «причащаться» Христу?
 
(А) – Мы уже обсуждали вопрос о вере и делах. Одна вера без дел не спасает. А спасает выполнение заповедей Господних (Мк. 10, 19). Вот одной из таких заповедей и является причащение Тела и Крови Божьих. Об этом ясно говорится, в 6 главе Евангелия от Иоанна. Мы придерживаемся этой заповеди Спасителя. Вы – нет.

Подробнее...

Как евангелист стал православным

Священник Григорий Роджерс
 
Наверное, я всегда был духовно голоден. Воспитываясь в благоче­стивой христианской семье, я не помню себя когда-либо не верующим в Христа, или не желающим в глубине своего сердца следовать за Ним и исполнять Его волю. Не всегда мне удавалось реализовывать это желание последовательно, но оно несомненно было во мне.

Подробнее...

Вопрос, который никогда не задают протестанты
 
диакон Георгий Максимов
 
Когда мы, православные, говорим о вере с протестантом, то с его стороны можем услышать самые разные вопросы. И об иконах, и о крещении младенцев, и о почитании святых и так далее. Но есть один вопрос, который они сами никогда не затронут. Хотя именно он самый важный, в нем кроется коренное различие между нами. Этот вопрос – учение о Церкви.
 
Что такое Церковь Христова? Любой протестант сразу скажет, что деноминация, к которой он в настоящее время принадлежит, и есть Церковь Христова. Тогда вопрос: когда появилась ваша деноминация? Диапазон ответов будет от прошлого года и до начала Реформации. Отлично, а где была Церковь Христова до этого времени?

Подробнее...

Истина Православия и миражи протестантизма
 
Белгородов А.
 

Господи, благослови. По промыслу Божьему в течение нескольких лет мне и нескольким моим друзьям пришлось находиться в среде протестантов, а точнее, в общине баптистов, входящих в СЦ ЕХБ (совет церквей евангельских христиан баптистов). По милости Божьей к нам, грешным, мы вышли оттуда и влились в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в Церковь Православную. И теперь, имея некоторое представление о протестантизме изнутри, хотелось бы посмотреть на него с точки зрения православного человека. Вы спросите – зачем? Быть может, мой, хотя и незначительный, опыт поможет заблудившимся, предостережет неопытных, отрезвит доверчивых.

Подробнее...

Священное Предание и Писание
 
 
 
Диспут православных с баптистами

Подробнее...

Вера и дела в спасении

К.Матаков

(К) – Когда мы обсуждали почитание святых и Девы Марии, Вы все время проводили мысль о том, что эти святые достигли спасения путем деяния добрых дел. Этим путем они обрели праведность. Но мы отрицаем такой подход к вопросу о спасении. Нет, человек спасается верой (Еф. 2,8-9). Что касается добрых дел, то они – не условия спасения, но его результат. Спасение – это дар, поэтому его нельзя «заработать». Христос пролил на кресте кровь и теперь, в силу Его крестных заслуг, все, уверовавшие в Иисуса, получают плоды Его жертвы, то есть они оправданы перед Богом. Добрые дела мы делаем потому, что мы уже получили спасение, утверждая тем самым свою веру. Если считать, что мы спасаемся через добрые дела, то возникает простой вопрос: сколько же добрых дел нужно сделать, чтобы спастись? На это ничего нельзя ответить, кроме того, что человек спасается исключительно верой.

(А) – Мне представляется, что Ваш рассказ будет неполным, если Вы ничего не скажете об истории возникновения учения об оправдании верой. Ведь не баптисты же его придумали? Оно было известно и раньше.

Подробнее...

Мартин Лютер и лютеране против «протестантских» сект
 

Лютер отвергал секты, отрицающие крещение младенцев, отрицал символизм в Евхаристии, призывал своих последователей использовать знак креста при молитве.

Подробнее...

Опыт общения с баптистами
 
Константин Матаков
 
 
Историки, как правило, относят возникновение баптизма к началу XVII века. В это время часть радикального крыла пуритан, представителей английского кальвинизма, пришла к выводу о том, что детское крещение «не соответствует» Новому Завету и поэтому креститься нужно в сознательном возрасте. Глава этой общины Джон Смит крестил себя сам (обливанием водой лба), а потом своих сторонников. Любопытно, что и Роджер Вильямс, основатель первой баптистской общины в США, тоже крестил себя сам (правда, по другой версии, его сначала крестил член общины, не крещеный, очевидно, сам, а уже потом Вильямс крестил всех остальных). Эти факты могут быть использованы для полемики с баптистами – можно ли обосновать Библией крещение себя самим собой? В связи с этим можно использовать и тот факт, что самый популярный баптистский проповедник XX века, американец Билли Грэм, был крещен трижды! Сначала он крестился в детстве в пресвитерианской церкви, потом у баптистов во взрослом возрасте, но затем он стал членом консервативной Южной баптистской конвенции, а по правилам этой деноминации крестят даже тех, кто был крещен в других баптистских группах. Попросите баптистов пояснить, оправдано ли троекратное крещение одного и того же человека Библией? Допустим, крещение в детстве для баптистов недействительно, но Грэм дважды крестился сознательно в разных баптистских группах!

Подробнее...

Только Писание, или как протестанты нарушают собственные принципы
 
Константин Матаков
 
 
Любой человек, более-менее знакомый с богословием реформации, прекрасно знает, что протестанты отрицали Предание Церкви в качестве источника вероучения, и утверждали принцип Sola Scriptura – только Писание.. Библия самодостаточна, она трактует саму себя, в ней есть ответы на все вопросы – слышим мы сегодня от баптистов и пятидесятников.. В этом смысле православные, отстаивающие необходимость Предания, кажутся какими-то «не вполне христианами», которым нужны еще какие-то книги, кроме Слова Божьего.. Правда, у православных есть простое возражение – Библия непогрешима, спору нет, но для спасения еще нужен Сам Бог.. Можно ли общаться с Богом, только лишь читая Библию, или есть другие способы богообщения? Вот вопрос православных, на который протестантам предстоит ответить. Один ответ у протестантов всегда готов: есть еще молитва, но молиться можно только буквальными цитатами из Библии, или словами, которые пересказывают Библию – и ничего больше! Легко убедиться в том, что этот тезис не исполняет ни одно протестантское исповедание – у каждого из них есть свои «сборники гимнов», и они отнюдь не сводятся только к цитированию или пересказу Библии. Молитва, - и все? – спрашивают православные. Тут у протестантов начинаются разногласия.. Например, еще в эпоху реформации Лютер был убежден, как и вся Церковь до него, что, кроме молитвы, важным и незаменимым способом богообщения являются таинства, а вот его коллега, швейцарский реформатор Цвингли был убежден, что нет.. И в результате..

Подробнее...

Русские протестанты и их отношение к водному крещению
 
Протоиерей Борис Балашов
 

  
Рядом с нами на нашей земле живут люди, считающие себя христианами, но не единые с нами по вере. Нередко у них наступает духовный кризис, и они начинают осознавать неполноту собственной духовной жизни и неправоту веры своей религиозной общины, которую они раньше считали для себя христианской церковью. В таком духовном состоянии они часто обращают свой взор к Православной Церкви.

Подробнее...

Баптисты и харизматы России будут вместе?

Павел Стариков

Опасность обольщения лжеучениями была актуальной во все времена существования Церкви Христовой на земле. Древний змей, сатана, первым прокомментировав слова Божьи в Эдемском саду (Бытие 3:1-5), продолжает свое дело и сегодня, извращая учение Христово и подменяя его «новыми откровениями» через прельщенных им людей. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1-е Иоанна 2:16) в человеческой душе, несокрушенной покаянием и неосвященной истиной, остаются теми нитями, которыми дьявол, словно марионеток, ведет обольщенных им людей к вечной погибели. Различные чудеса и знамения, блеск и массовость собраний, мнение об эксклюзивности личного «крещения Святым Духом» и обладания особыми духовными дарами словно накидывают незримое покрывало на умы людей, убеждая их в истинности избранного пути и не оставляя времени для внимательного исследования Священного Писания, в котором о последнем времени написано так:

Иван Моисеев и Иван Карпович. Обольщение или правильный духовный опыт?


Наше глубокое убеждение, что отец лжи и духи обольстители не ограничены рамками какой то одной конфессии. От впадения в обольщение и в ложный, чуждый духовный опыт не застрахован, увы, никто... Этот материал будет попыткой оценки духовных переживаний двух людей достаточно известных в консервативной баптистской среде. Мы ни в коем случае не пытаемся оскорбить или унизить никого и тем более людей, о которых пойдет дальше речь и которых нет уже в живых. Но мы ставим под сомнение их духовный опыт, считая его чуждым и нездравым.

В обоих случаях этот опыт связан с "посещением ангелов и полетам на другие планеты"...

На наш взгляд это действие обольщения, не более и не менее...

Речь пойдет о Иване Моисееве, замученном за свою веру в двадцатилетнем возрасте в 1972 году и Иване Карповиче, служителе СЦ ЕХБ, многолетним узнике, умершем в старости...

Средневековые еретики – евангельские христиане?

hrs

Некогда Господь обращался к Своему народу с призывом: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16). Призыв этот бесспорно является актуальным и в наши дни для народа Божьего – Церкви Христовой. К сожалению, многие верующие пренебрегают этим призывом, не желая изучать историю Церкви, что часто приводит к пагубным последствиям. Однако и в изучении истории христианства также кроется определенная опасность, и об этом опасности Бог нас предупреждает в приведенном выше стихе. Господь не просто призывает: «идите по пути древнему». Он говорит: «Рассмотрите, исследуйте пути древние, и там, где путь добрый, по тому пути идите». Иными словами, не все пути древние являются путями добрыми. И в этом и заключается опасность того, что мы, изучая историю Церкви Божьей, можем избрать совсем не тот путь для подражания.

Подробнее...

Современный протестант

Андрей Ткачев

Современный протестант «из наших» иногда не так уж и далёк от Православия. В первые два-три года очень далёк. Всё в Православии для него — либо фольклор, либо язычество. Но жизнь берёт своё…
Родная община, научившая верить, уже не кажется такой идеальной, как вначале. Становятся заметными недостатки братьев и сестёр; личные грехи, несмотря на уверенность в спасённости, выйдя в дверь, заходят в окна. Взамен «чистой евангельской веры» и простоты всё чаще о себе заявляют доктринальные разногласия. Человек успокаивается, то есть прощается с прежней горячностью. Становится понятным то, о чём постоянно твердит Церковь. А именно — что спасение требует трудов, что жизнь проходит между страхом и надеждой, что «Царствие Небесное силой берётся». В подсознании крепнет голос генетической памяти.

Подробнее...

Только Библия

Андрей Ткачев

Лютеров догмат — «Только Писание» — слышал всякий, кто общался с протестантами. Любят они цитировать одно из последних предложений в Апокалипсисе, где говорится об угрозах тем, кто приложит или отнимет нечто от слов пророчества книги сей (См. Откр. 22, 18–19). Слова эти остры, и правильное понимание их даёт человеку оружие, неправильное угрожает самому неосторожному пользователю. Таковы все Писания.

Апокалипсис завершает Новозаветное Откровение, но не завершает историю. История продолжается, а значит, продолжается действие в ней Духа Божия и Промысла Божия. Единственная историческая книга Нового Завета — книга Деяний апостольских — не заканчивается словом «аминь». Это ни в коей мере не случайность. Слово «аминь» — не просто завершение текста и запечатление его, но и имя Христово: Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный (Откр. 3, 14). Апостол Лука, поставивший «аминь» в конце своего Евангелия, смеем полагать, не просто забыл дописать его в конце книги Деяний. Правильно будет думать, что Сам Бог, двигавший пишущей рукой апостола, в нужное время эту руку удерживал. Книга Деяний не окончена в том смысле, что начавшаяся история Церкви непрестанно продолжается, и лишь в последние мгновения человеческой истории, перед Страшным Судом, книга эта будет вполне завершена и, вместе со свернувшимися небесами, свёрнута.

Подробнее...

Встреча профессора Осипова с баптистами
 
osipov
Встреча профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова с баптистами
ПРАВОСЛАВИЕ, БАПТИЗМ И ЦЕРКОВЬ АПОСТОЛОВ
 
sergey-obihod
 
С.В. ОБИХОД

Вступление

  1. Спасение (сотериология). Познание Бога. Аскетика

  2. Писание и Предание. Несамодостаточность Библии

  3. Церковь Христова. Непрерывность Церкви

  4. Таинства Церкви

  5. Хилиазм

  6. Почитание святынь и святых. Единство небесной и земной Церкви

  7. Богослужение

  8. Союз церкви и государства

  9. Дополнение к разбору основных тем книги Е.Н. Пушкова

  10. Церковная организация у ЕХБ

  11. Свидетельства древней Церкви

Заключение

 

Благодарю за помощь в создании этой книги

священноиерея Михаила Родина (Балаково)

священноиерея Вадима Коровина (Саратов)

священноиерея Игоря Мыльникова (Новокузнецк)

Олега Хохлова (Москва)

Владимира Чубукова (Новороссийск)

 

Вступление

Поводом для написания этой книги стало появление в сети интернет публикации баптистского проповедника Евгения Никифоровича Пушкова «Ещё о православии»1. Е.Н. Пушков – поэт, композитор, руководитель камерного ансамбля, автор нескольких книг. Начав читать его новое сочинение, я с удивлением обнаружил, что в предисловии автор описывает свою встречу со мной, которая действительно произошла в сентябре 2008 года на общении молодежи евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в г. Челябинске.

Подробнее...

Маленькое интервью о большом баптизме
 
baptism
Интервью с Константином Анатольевичем Матаковым (православный христианин и публицист, преподаватель Брянского государственного университета, религиовед, кандидат философских наук, автор книги "Православие и протестантизм: сравнительный анализ доктрин").
Уверенность в спасении
 
Протоиерей Вячеслав Рубский
 
uver
Не отделяйтесь от других, как будто вы были уже оправданы, а, напротив, собираясь в одно место, исследуйте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще... каждый получит мзду по делам своим
 
Ап. Варнава

Наиболее глубокое расхождение между Востоком и Западом выявляется в основе основ всякой религии - учении о спасении. Чтение богословских трактатов ЕХБ о спасении убеждает в том, что общее для западного мира правовое жизнепонимание стало основой такого же прочтения и апостольского Благовестия. В схеме, баптистская сотериология проста: если человек уверовал в то, что Христос заплатил за его грехи - он спасён. Она и не порицаема. Разность учений ПЦ и ЕХБ заключена в раскрытии этих положений.

Подробнее...

Духовный путь у св. Иоанна Лествичника и Джона Буньяна

Константин Матаков

lestviza

Сравнение духовного пути у столь разных людей является трудно постижимой задачей. Один из них был монахом, другой – радикальным протестантом, ненавидящим монашество. Их разделяют более 1000 лет. Но и тот, и другой писали о восхождении души к Богу, поэтому возникает потребность сравнить эти пути хотя бы кратко. Обращает на себя внимание, что рассказ о духовном пути у Буньяна, - это сон, который приснился автору. Из-за этого весь рассказ приобретает характер литературной фантазии, мечтательных воспарений, грез. Само название труда Буньяна, - «The pilgrim`s progress», - порождает определенные толкования. Английское «progress» может означать «продвижение», «развитие», просто «прогресс», а также «делать успехи». Таким образом, это не просто «путь паломника», но путь, означающий непременное развитие, успех, поступательное движение. Здесь видятся следы кальвинистского учения о предопределении. Но у св. Иоанна речь идет о «лестнице», на которой с равной степенью вероятности возможен путь и вверх, и вниз. У Буньяна путь носит горизонтальный, материальный характер: пилигрим идет по земле из города Гибель в Небесный Град. У св. Иоанна путь вертикален, в нем четко выражено новое, «духовное измерение»: лестница существует между адом и раем, нижним и верхним миром. Уже в начале «пути Буньяна» главный герой его книги высказывает безапелляционную уверенность в том, что он получит венец славы, сияющий как солнце, и будет на небесах вместе с херувимами и серафимами [1].

Подробнее...

Крещение в Ранней Церкви
 
kreshen
 
Эта статья помещается в рубрику о Баптизме не случайно. Друзям из баптистов (баптизм от греч. Βάπτισμα: Крещение) и не только будет интересно ознакомиться в данной презентациии с тем, как понимали и совершали святое водное Крещение первые Христиане в ранней Церкви. Мы часто слышим заявления от некоторых, что они верят, понимают и практикуют истину Слова Божия точно так, как ее понимали и практиковали в первые века истории Христианства. Так ли это на самом деле?
Причастие в Ранней Церкви
 
communion2
 
Друзья, думаю Вам будет интересно ознакомиться в данной презентациии с тем, как понимали и совершали Вечерю Господню первые Христиане в ранней Церкви. Мы часто слышим заявления от некоторых, что они верят, понимают и практикуют истину Слова Божия точно так, как ее понимали и практиковали в первые века истории Христианства. Так ли это на самом деле?

Подробнее...

Понимание Предания в Православии и Протестантизме

Вячеслав Рубский

Apostles

«Вы понимаете Предание – как передавание из уст в уста… а оно было Предание из жизни в жизнь, из дела в дело» (Свт. Феофан Затворник).

     Протестантская литература начала ХХ века отрицала Предание в корне, нынешние баптисты (преимущественно русскоязычные), уверяя, что признают неоспоримое богатство святоотеческого наследия, поясняют при этом, что “Всякого рода предания и установления человеческие баптисты проверяют Словом Божиим”.[1] Звучит красиво, но это возможно только внутри Церкви. За её пределами несостоятельность такого суждения обнажается тем, что само Писание, по свидетельству тех же баптистов, часто понимается слишком «по-своему» и, к сожалению, не толкуется всеми однозначно.

Подробнее...

О водном крещении в Православии и Протестантизме
 
Вячеслав Рубский
 
baptism2
 
КРЕЩЕНИЕ

«Приступи ко крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой»

Кирилл Иерусалимский [1].

Подробнее...

О понимании Искупления в Православии и Протестантизме
 
Вячеслав Рубский
 
oldruggedcross
 
«Чудо из чудес, что Господь и Творец мой, истлевшее моё грехом естество воссоздал... Вознеси к Нему прежде молитвы и славословия, сердечный глас, чтобы Он даровал тебе иго Своё благое и бремя Своё лёгкое возложил на сердце твоё» (Святой праведный Иоанн Кронштадский).
Сперджен как оголенный нерв баптизма
 
Константин Матаков
 
spurgeon2
Если человек уверен в собственном спасении, то его восторгу не будет предела. Не избегает этого и Сперджен: «Мой Господь! Я с Тобою. Я ввергнут в Тебя. Я растворен в Тебе, подобно тому, как капля растворяется в море. Мой цвет померк на фоне величия Твоей радуги! Я растворился в Тебе, величественный Иисус! .. О, Иисус, Иисус, Иисус! Ты - рай! Мне большего и не надо. Я растворился в Тебе» [Сперджен Ч.Х. 12 проповедей на книгу Иов. – Брест, 2005. – С.64, 65].
 
Несколько напоминает мусульманскую мистику с ее растворением личностного начала. Впрочем, кальвинизм с его жестким предопределением тоже приводит к размыванию личности. Даже Бог в теологии такого типа из Личности превращается в Волю. Поскольку протестантизм вообще означает «бегство от свободы», бегство от ответственности за свое спасение, то и здесь человек стремится убежать от себя к Богу, распылиться в Нем, чтобы не отвечать за себя. Райская мечта эгоиста.
Понимание исповеди в Православии и протестантизме
 
Вячеслав Рубский
 
ispoved
«Все желающие, если они покаются, могут получить милость от Бога. И Писание называет их блаженными говоря: блажен человек, которому Господь не вменит греха, т.е. покаявшись в своих грехах, он получил от Бога прощение их. Но не так, как вы обольщаете себя самих и некоторые другие, подобные вам в этом, которые говорят, что хотя они и грешники, но знают Бога, и Господь не вменит им греха» (Св. Иустин Мученик).

     Внешняя сторона православной исповеди вполне может быть воспринята и в протестантских общинах, не будь у них такой аллергии на всё Православное. Ведь они также признают за собой различные духовные недуги, как и то, что «старшие братья» гораздо опытнее рядовых протестантов и им есть о чём наставить, предупредить и посоветовать им на их духовном поприще. Об этом поучает Василий Великий: «Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старце пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления».[1] Об этом же, но непременно с оговоркой, говорят и баптисты: «духовный брат может способствовать осознанию греха и исповеданию этого греха перед Господом, но ни в коем случае не «прощать и разрешать содеянный грех».[2]

Подробнее...

Чем Православие хуже Протестантизма?
 
dom-molitvy
Парадокс состоит в том, что практически все обвинения, которые протестанты высказывают в адрес Православия, применимы к ним самим.
О неопротестантской эсхатологии
 
Константин Матаков
 
eschatology
Протестантская эсхатология, особенно у неопротестантов, довольно заметно отличается от православной. Все неопротестанты (баптисты, адвентисты, пятидесятники) - хилиасты или милленарии, т.е. они верят в тысячелетнее Царство Христа на земле перед Страшным Судом. Правда, Лютер и Кальвин были противниками милленаризма (хилиазма). Не исключено, что отрицание ими идеи тысячелетнего царства было обусловлено событиями 1534-35 гг. в Мюнстере, когда анабаптисты, более радикально настроенные, чем представители «магистерской реформации», пытались насильственно устроить это царство: попытка была настолько ужасной, что для лютеран и реформатов вопрос о тысячелетнем царстве надолго был закрыт. Но протестантский буквализм в толковании Библии должен был взять реванш, что и произошло. В 17 веке в трудах двух теологов, И.Г. Альштеда и И. Меде, милленаризм-хилиазм возродился. Известно, что во время пуританской революции, сочинения этих теологов помогали пуританам в их стремлении установить тысячелетнее царство в Англии. Как это было, хорошо известно. В Америке идеи милленаризма упали на благодатную почву заокеанского мессианизма. Попросту говоря, США были объявлены Царством Божьим: «Многие протестантские священники разжигали национализм, рисуя «грядущий золотой век» как форму распространившейся демократии, новой технологии и других «благ» западной цивилизации» [Теологический энциклопедический словарь под ред. У.Элвелла. – С.1235].
Почему православные молятся за усопших
 
прот. Вячеслав Рубский
 
12347126
 «Как должно верует во Христа тот, кто не позволяет себе усомниться ни на мгновение в истине того, что сказал Он в св. Евангелии Своём: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь ... всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21:22)» (Св. праведный Иоанн Кронштадский).

     Христианская этика протестантских общин всегда являлась жемчужиной протестантизма. Чувство сплоченной христианской любви, дела милосердия, благотворительность и т.п., пусть даже иногда и слишком приправленные рекламным шумом, всё же творятся не только ради эффекта «урожая», но и от чистого сердца. Поэтому, думаю, что даже самый неправославный христианин согласится с тем, что не может быть ситуации, в которой христианин, будучи в состоянии помочь нуждающемуся, отказался бы помогать по вероучительным соображениям.

     Что можно сказать о христианине, который многие годы помогал своему другу во всех его делах, но когда настал час наибольшего испытания, когда друг его оказался беспомощен, он принципиально оставил его? Ты, мол, брат, имел шанс быть в лучшем положении! (со ссылкой на Гал. 6,7). Как назовем такого? Предатель, бездушный? Нет, – это обычный протестант, отказывающийся помолиться за умершего брата!

Подробнее...

Почему православные молитвенно призывают и почитают святых
 
прот. Вячеслав Рубский
 
«Будем считать всех ближних членами своими, себя и их членами одного тела Церкви и деятельно любить их как себя. Тогда мы сами будем живыми членами Церкви небесной, и она будет деятельною и скоропослушною нашею помошницею и молитвенницею о душах наших» (Св. праведный Иоанн Кронштадский).