БОГОСЛОВИЕ
 

Православное учение о спасении

heavenorhell

Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании св. Писания и творений святоотеческих. Так озаглавлена книга Сергия Страгородского. Это труд открывает библейское и святоотеческое восприятие спасения. Автор отлично показывает ошибочность католического и протестанского учения о спасении.

Подробнее...

Введение в святоотеческое богословие
 
Иоанн Мейендорф
 
mejendorf
Общепризнанная патрологическая классика. Несмотря на то что «Введение в святоотеческое богословие» лишь конспект лекций Мейендорфа, далеко не покрывающих всего материала, к тому же не учитывающих новейшие достижения патрологии, его с уверенностью можно рекомендовать как один из лучших, если не лучший обзорный труд по богословию Святых Отцов.
Обзор западных исповеданий
 
zapadnye-ispovedaniya
Курс Московской Духовной Академии, прочитанный профессором Алексеем Ильичем Осиповым в 2005-06 гг.
Православное и протестантское понимание Церкви
 
Константин Матаков
 
troice-sergieva-lavra
В последнее время протестанты очень любят говорить о том, что религия – это плохо, а вера – очень хорошо. При этом ссылаются на слова Христа, где Он обличает фарисейство. Но цель состоит в том, чтобы критиковать католиков и православных. Считают, что религия – это попытка человека наладить отношения с Богом. Отсюда якобы обряды, таинства, которые, оказывается, не могут изменить греховную природу человека [См. Бланчард Д. Самое главное. (б.г.). – С.20-21]. С такой точки зрения, религия – это посредник между Богом и человеком: религия нуждается для этого в священнодействиях, священных местах, священнослужителях, священном культе, священных формулах и книгах [См. Шнепель Э. Иисус Христос – конец религии. – Licht im Osten, 1989. – С.5]. Дальнейшая критика «религии» легко предсказуема: «законничество» (сделал, что нужно, - связь с Богом гарантирована), избавление от «личной» ответственности перед Богом и т.д.
Священное Писание и Священное Предание: православный взгляд
 
митр. Иларион (Алфеев)
 
1. Писание и Предание
 

Христианство является богооткровенной религией. В православном понимании Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание. Писание — это вся Библия, то есть все книги Ветхого и Нового Заветов. Что же касается Предания, то этот термин требует специального разъяснения, так как употребляется в разных значениях. Нередко под Преданием понимают всю совокупность письменных и устных источников, при помощи которых христианская вера передается из поколения в поколения. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное. К устному Преданию святитель Василий Великий относил крестное знамение, обращение в молитве на восток, эпиклезу евхаристии, чин освящения воды крещения и елея помазания, троекратное погружение человека при крещении и т.п., то есть преимущественно литургические или обрядовые традиции, переданные изустно и прочно вошедшие в церковную практику. Впоследствии эти обычаи были зафиксированы в письменном виде — в творениях Отцов Церкви, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, в литургических текстах. Значительная часть того, что изначально было устным Преданием, стало письменным Преданием, которое продолжало сосуществовать с устным Преданием.

Подробнее...

О нашем официальном богословии (по поводу неофициального Заключения Синодальной библейско-богословской комиссии)
 
А.И. Осипов
 

Судит ли закон наш человека,

если прежде не выслушают его

и не узнают, что он делает?

Ин. 7, 51

 

Данная статья является комментарием на «Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова».

Подробнее...