О конфессиональных группах пятидесятнического движения
 
Дэвид Клауд
 
First General Council of Assemblies of God
Каждая пятидесятническая конфессия ведет свою историю от ложного учения «позднего дождя», охватившего сознание людей в начале XX века. «Словарь пятидесятнических и харизматических движений» так комментирует последствия «пробуждения» на Азуза-стрит: «И, действительно, ПОЧТИ КАЖДАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКАЯ КОНФЕССИЯ В США В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ИМЕЕТ СВОИ КОРНИ

В МИССИИ АПОСТОЛЬСКОЙ ВЕРЫ НА АЗУЗА-СТРИТ, ДОМ 312» («Azusa Street», Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements, p. 35. — Выделено автором).

Несмотря на незначительные доктринальные отличия, все пятидесятнические конфессии изначально причисляли себя к движению пробуждения позднего дождя последнего времени. Предполагаемое восста-новление таких знамений, как говорение на иных языках, пророчествование и дар исцеления, считалось свидетельством этого пробуждения.

В наши дни АССАМБЛЕЯ БОЖЬЯ является крупнейшей пятидесятнической конфессиональной группой. Ассамблея была основана в 1914 г., спустя лишь несколько лет с момента окончания деятельности миссии на Азуза-стрит. Один из ее первых главных руководителей Э.С. Уильямс принял крещение в Миссии Сеймура на Азуза-стрит. Несколько лидеров Ассамблеи Бога были выходцами из Города Сион Джона Доуи.

Образование Ассамблеи Божьей произошло в результате попытки наведения организационного порядка среди различных нарождающихся пятидесятнических групп. На съезде пятидесятников, состоявшемся в 1914 г., была принята первая резолюция, которая, в частности, гласила: «Принимается решение... что мы провозглашаем себя Генеральным Советом пятидесятнических (крещенных Духом) святых поместных церквей Бога во Христе, Ассамблей Божьей, различных миссий и церквей апостольской веры, пятидесятнических миссий Полного Евангелия и иных собраний сходного вероисповедания в Соединенных Штатах, Канаде и зарубежных землях».

Ниже приводятся четыре отличительные конфессиональные характеристики Ассамблеи Божьей:

1. Крещение Святым Духом является переживанием, которое следует искать после возрождения. «Все верующие удостоены права получить крещение Духом Святым и огнем, и поэтому должны ожидать и ревновать о данном обетовании Отца, как повелел Господь Иисус Христос. Крещение Святым Духом было неотъемлемым явлением для верующих в ранней церкви. Вместе с этим даром мы получаем силу для победоносной христианской жизни и продуктивного служения. Также в результате этого крещения верующие получают особые дары для более эффективного служения. Крещение Духом Святым следует за переживанием нового рождения после спасения» (16 фундаментальных доктрин).

2. Крещение Святым Духом подтверждается говорением на других языках. «Крещение верующих Духом Святым сопровождается начальным физическим знаком говорения на других языках (иных языках), которые производит Дух Божий (Деян. 2:4)» (16 фундаментальных доктрин).

3. Христианин может потерять спасение. Доктринальное заявление «ассамблеи Бога», статья 8, раздел 1 гласит: «Генеральный совет Ассамблеи Бога выражает несогласие с безусловным утверждением о том, что человек, однажды получивший спасение, не может его лишиться».

4. Физическое исцеление обещано христианам благодаря искупительной жертве Христа. «Сверхъестественное исцеление от Бога является неотъемлемой частью Евангелия. Свобода от болезни происходит через искупление. Исцеление — это привилегия всех верующих» (16 фундаментальных доктрин).

С самого начала своей деятельности Ассамблея Божья рукополагала женщин-проповедников. Долли Дрейн Симмс была рукоположена на первом же Генеральном Совете. На сегодняшний момент эта конфессиональная группа имеет около 4000 рукоположенных женщин.

По собственным оценкам, Ассамблея Бога насчитывает 3,5 миллиона членов и 222 тысячи церквей. Ассамблея имеет 20 колледжей и 1845 библейских школ, а также 2000 миссионеров в зарубежных странах.

Еще одной крупной пятидесятнической конфессиональной группой, выросшей на ереси позднего дождя, является МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНОГО ЕВАНГЕЛИЯ, основанная ЭЙМИ СЕМПЛ МАКФЕРСОН (1890–1944).

«Словарь пятидесятнических и харизматических движений» называет ее «самой выдающейся женщиной — лидером за всю историю пятидесятнического движения», невзирая даже на то, что она открыто пренебрегла апостольским запретом: «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2:12).

mcfurson2МакФерсон выходила замуж трижды и разводилась дважды. Ее первый муж Роберт Семпл умер в 1910 г. в Китае, куда молодые супруги отправились в качестве миссионеров. В 1911 г. она вышла замуж за Харольда Стюарта МакФерсона. Он жаловался на ее истерическое поведение и пренебрежение мужем, и в 1921 г. их брак закончился разводом (Eve Simson, The Faith Healer, p. 36). Эйми рассталась с Харольдом и посвятила себя проповедованию. Интересно, что партнерша Эйми по пасторскому служению Реба Кроуфорд также бросила своего мужа ради проповеди, с такими же последствиями.

В своем «Четырехугольном евангелии» МакФерсон объявляла Иисуса Христа Спасителем, Крестителем Святым Духом, Исцелителем и Грядущим Царем. Эта формулировка получила название «Полное евангелие». МакФерсон утверждала, что получила это «евангелие» в видении в 1922 г., в котором Бог показал ей, что Евангелие предназначалось для тела, души и духа. Однако это было то же самое «четырехугольное евангелие», которое проповедовалось ирландской Ассоциацией четырехугольного Евангелия «Элим» (МакФерсон сотрудничала с основателем «Элим» Джорджем Джеффрисом), а также Ассамблеей Божьей в Соединенных Штатах и рядом других пятидесятнических конфессий.

Проблема с этим «полным евангелием» заключалась в том, что это было вовсе не то Евангелие, которое преподавали Апостолы. Павел провозглашает «Полное Евангелие» в 1 Кор. 15:1–4:

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию».

Евангелие, благовествованное Павлом, имело три, и только три неотъемлемых элемента:

• Христос умер за грехи наши. Это означает, во-первых, что все люди — грешники. Человек может спастись, исключительно осознав свое греховное положение в соответствии с библейским определением («нет праведного ни одного» Рим. 3:10, «вся праведность наша — как запачканная одежда» Ис. 64:6 и т.д.) и свою полную неспособность самостоятельного спасения. То, что «Христос умер за грехи наши», также означает, что спасение от греха возможно лишь через искупительную жертву, принесенную Христом на кресте. Спасение — это Божественный дар людям через Христа. Спасение происходит посредством заместительной жертвы. Именно Христос занимает место грешника на суде. То, что «Христос умер за грехи наши», также означает, что искупление за грех свершилось вместе со смертью Христа. Ведь Павел не пишет о том, что Христос попал в ад и страдал там за грехи, или о том, что Он победил дьявола в аду, или возродился в аду, или что-то еще в этом духе. Умирая, Иисус воскликнул: «Совершилось!» (Ин. 19:30). То, что «Христос умер за грехи наши», также означает, что Христос умер на самом деле, а не потерял сознание или упал в обморок.

• Христос умер по Писанию. Это означает, что Его смерть была предсказана в Ветхом Завете в пророчествах, таких как Пс. 21 и Ис. 53, а также посредством образов, таких, как пасхальный агнец.

• Христос был погребен и воскрес в третий день по Писанию. Это означает, что искупительная жертва Христа, принесенная через Его смерть, была принята Богом. Воскресение стало свидетельством принятия жертвы, а также знаком того, что Бог прославил Иисуса как единственного Господа и Спасителя и покорил все под ноги Его (Деян. 4:10–12; 5:30–31; 17:31; Еф. 1:20–23). Это также означает, что воскресение было предсказано в Писании. (Пс. 15:10; Иона 2:1; Мф. 12:40).

В своем Полном Евангелии Павел ничего не говорит о крещении, исцелении от физических недугов или об особом положении в Царстве. Ничто из этого не является составной частью Евангелия, а Библия предупреждает, что искажающие Евангелие подпадают под Божье проклятие (Гал. 1:6–9).

МакФерсон учила, что физическое исцеление гарантируется искупительной жертвой Спасителя. Перед толпой своих разгоряченных поклонников она раздавала такие ложные обещания: «Ваши цепи падут, кандалы сокрушатся, ваши немощи исцелятся — вы только веруйте, ибо там, где Дух Господень, там свобода» (Epstein, SisterAimee, p. 221).

Мы не спорим, что святая истина заключается в том, что Господь есть наша опора и поддержка в трудные времена, и что Он не оставляет Своих чад в момент испытаний. Однако обещание устранения всех проблем и исцеления от всех недугов при наличии достаточной веры еще в этой жизни является ложным обещанием, результатом которого может быть либо заблуждение, либо разочарование. МакФерсон предупреждала, что принцип «Если Бог желает меня исцелить, то и я желаю того же» не приведет к нужным последствиям (Epstein, p. 224).

МакФерсон и ее сторонники особо подчеркивали, что исцеления происходили во время ее собраний, но остается непреложным фактом то, что, несмотря на ее доктрину, большинство пришедших за исцелением так и не получали никакой помощи. Для того, чтобы попасть в число желающих исцелиться, нужно было иметь специальный талон, а таковых обычно выдавалось всего.

Арно Гебеляйн изучил свидетельства МакФерсон о якобы имевших место случаях исцеления и опубликовал свой отчет в книге The Healing Question, увидевшей свет в 1925 г. Исследователю не удалось обнаружить ни единого случая настоящего исцеления. Вот только один печальный эпизод, произошедший с маленькой девочкой, которая пришла на служение исцеления, проводимое МакФерсон. Этот случай является хорошей иллюстрацией того, что происходит с людьми, ставшими жертвами этого лжеучения:

«Маленькая девочка, чей возраст, на взгляд, составлял около 11 лет, носила очки, линзы которых были наполовину абсолютно черными. Я пришел к выводу о том, что она была совершенно слепа на один глаз, а другой ее глаз находился на грани полной слепоты. Я сидел возле сцены в непосредственной близости от всех событий. В то время, как произносилась молитва об исцелении девочки, она плакала и корчилась от рыданий, искренне ожидая получения обещанной ей помощи. Она покинула сцену, и кто-то из служителей оповестил всех собравшихся о том, что исцеление случилось. Девочка подтвердила его слова кивком головы. Через час, когда собрание закончилось, я заметил небольшую группу женщин, находившуюся неподалеку от сцены. Мне показалось, что я заметил среди них и маленькую слепую девочку. Я попросил жену пойти туда и выяснить, что там происходит. Она обнаружила там ранее «исцеленную» девочку. Она лежала на полу лицом вниз, обливаясь слезами от несбывшихся надежд. Ее отчаяние и разочарование было полным. То улучшение зрения, которое она ощутила на сцене в разгар всеобщего возбуждения, исчезло без следа вместе с ее упованием» (Arno Clemens Gaebelein, The Healing Question, NewYork: Our Hope Publications, 1925, p. 93).

Даже один из благожелательно настроенных биографов МакФерсон Дэниэл Эпстайн признавал, что «исцеления», по большей части, «касались заболеваний иммунной системы, либо болезней истерического свойства». Вот что он пишет: «Сестра Эйми не имеет на своем счету воскрешений из мертвых, исправлений заячьей губы или волчьей пасти, восстановлений утраченных членов тела или внутренних органов» (Epstein, Sister Aimee, New York: Harcourt, Brace Jovanovich, 1993, p. 112).

Следовательно, «служение исцеления» Эйми Семпл МакФерсон не имело ничего общего с аналогичным служением Христа. «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и ИСЦЕЛЯЯ ВСЯКУЮ БОЛЕЗНЬ И ВСЯКУЮ НЕМОЩЬ в людях» (Мф. 9:35).

Проповеди МакФерсон имели исключительно позитивную направленность, чем опередили неоевангелизм на многие десятилетия. Прочтите следующие описания, приведенные ее биографами:

«Она ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ПЕЧАЛЬНОЙ МУЗЫКИ И УЖАСОВ АДА, заменив их на джазовые гимны и обетования славы» (Morrow Mayo of The New Republic, quoted in Robert Bahr, Least of All Saints: The Story of Aimee Semple McPherson, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1979, p. 267).

«Опередив «богословие креационизма» Мэтью Фокса на шестьдесят лет, Эйми предпочла говорить о благодати, а не о первородном грехе, она «охотится на акул», используя наживку любви. ЕЕ ПРОПОВЕДИ ПОЛНЫ ДУШЕВНЫХ И ВЕСЕЛЫХ ИСТОРИЙ, В НИХ НЕ НАХОДИТСЯ МЕСТА ДЛЯ СТРАХА ПЕРЕД НАКАЗАНИЕМ» (Epstein, Sister Aimee, p. 118).

«Она воспользовалась представившейся ей возможностью и осудила метод абсолютного трезвенника Билли Санди, который возвышал голос на грешников, угрожая им проклятием и адскими муками. Эйми сказала: «Мы поведем их за собой с помощью любви и сочувствия» (Epstein, pp. 221, 222).

«Эйми построила свою деятельность на том, что она заменила «Евангелие страха, ада и проклятия» на «Евангелие примирения и любви» (Epstein, p. 283).

McFurson1В служениях МакФерсон происходило такое небиблейское явление, как падение «под действием Святого Духа». В одном из ее биографических изданий Least of All Saints Роберта Барра содержится фотография последователей МакФерсон, лежащих на полу после того, как она возложила на них руки. На ее ранних собраниях также имели место случаи «опьянения Духом» (Epstein, Sister Aimee, p. 162).

В мае 1926 г. МакФерсон исчезла. Считалось, что она утонула во время купания у побережья Калифорнии. Месяц спустя она обнаружилась в Мексике, заявив, что стала жертвой похищения. Однако факты говорили о том, что на самом деле у нее произошел любовный роман со своим бывшим работником Кеннетом Ормистоном, который на тот момент был женат. Эту парочку видели вместе ранее в том же году во время поездки Эйми МакФерсон в Европу. В то же время, когда Эйми отплыла на корабле в Европу, Ормистон исчез с работы, а его законная жена Рут подала заявление в полицию о том, что ее муж пропал без вести. Она сообщила полиции, что ответственность за исчезновение ее мужа несет некая известная особа (Lately Thomas, The Vanishing Evangelist, p. 29). Их также неоднократно видели вместе в разное время при регистрации в одних и тех же отелях в Калифорнии уже после ее возвращения из поездки в Европу вплоть до предполагаемого «похищения».

МакФерсон утверждала, что прошла 20 миль в течение 14 часов по безводной пустыне, покрытой мескитовыми деревьями, кактусами и колючими акациями, пытаясь ускользнуть от своих похитителей. Несмотря на все эти испытания, в момент своего обнаружения Эйми выглядела весьма неплохо. Ее обувь не была порвана или поношена, ее не мучила жажда, на ее теле не было следов от солнечных ожогов. Ее губы не имели признаков иссушения или растрескивания, цвет ее лица был нормальным. Ее платье не было порвано и не имело следов пыли или пятен от пота. Воротник ее платья и белые манжеты почти не были загрязнены. Более того, она носила часы — подарок матери, которые она не взяла с собой, когда отправлялась на пляж! (Epstein, Sister Aimee, p. 299; Thomas, The Vanishing Evangelist, p. 59, 66,78). К тому же на супинаторах ее туфель присутствовали пятна от травы, при этом в пустыне, по которой она якобы проделала немалый путь, никакая трава вообще не росла. Эйми сообщила репортерам, что на ее лодыжках были синяки и ссадины от веревок, которыми она была связана, однако медицинский осмотр не выявил указанных повреждений.

Были предприняты тщательные поиски с целью нахождения глинобитной хижины с деревянным полом, в которой ее предположительно содержали похитители, и которую она детально описала следователям. Полицейские прочесали территорию в 46 квадратных миль, однако указанное строение так и не было обнаружено. Бывалые следопыты (один из них был ковбоем с 37-летним опытом, а другой — с 20-летним) занялись поиском «негодяев» и прошли по следам Эйми МакФерсон. ОНИ ОБНАРУЖИЛИ ТО МЕСТО НА ДОРОГЕ, ГДЕ ОНА ВЫШЛА ИЗ АВТОМОБИЛЯ, И НЕПОДАЛЕКУ ОТ КОТОРОГО ОНА БЫЛА ВПОСЛЕДСТВИИ НАЙДЕНА. Старший следопыт сообщил следствию, что он изучил каждый метр почвы,

по которой Эйми, по ее словам, проделала свой путь, но не нашел там никаких следов ее пребывания. В отношении глинобитной хижины он показал следующее: «Мне неизвестен ни один глинобитный дом, соответствующий описанию миссис МакФерсон, в окружности 150 миль от Аква Приета, а я знаю каждое строение в этой местности» (Lately, The Vanishing Evangelist, p. 84).

Чек из бакалейной лавки с подписью МакФерсон был обнаружен в г. Кармель, штат Калифорния в небольшом коттедже, в котором, по всей видимости, Эйми встречалась с Ормистоном в то самое время, когда она якобы находилась в руках похитителей. Несколько очевидцев засвидетельствовали, что видели эту влюбленную парочку как раз в указанный промежуток времени.

Спустя год после этого происшествия МакФерсон сделала себе модную стрижку и начала пить, плясать и носить короткие юбки. А ведь еще недавно она выступала против всего этого! Регент ее хора Глэдуин Николс и весь хор из 300 человек уволились в знак протеста против ее нового образа жизни. Регент сообщил прессе, что их поступок обусловлен тем, что «Эйми предпочла уйти в мир — ее гардероб, состоящий из вызывающих платьев и коротких юбок, ювелирные украшения, меха, ее новое увлечение косметикой, прическа — все то, что однозначно осуждается в Писании» (Robert Bahr, Least of All Saints, p. 259).

В 1931 г. состоящая в разводе МакФерсон вышла замуж за разведенного Дэвида Хаттона, однако их брак продлился всего три года. Мать МакФерсон Милдред (Минни) Кеннеди являлась деловым партнером своей дочери по ее весьма успешной евангелизационной империи. Они в равных долях владели молитвенным домом «Ангелус Темпл» в Лос-Анджелесе вплоть до 1927 г., когда Эйми отстранила мать от бизнеса. Их отношения нередко сопровождались ужасными ссорами.

В 1929 г. в результате вспыхнувшей между ними потасовки «у Милдред оказался сломан нос» (Robert Bahr, Least of All Saints, p. 296). После смерти Эйми МакФерсон в 1944 г. от передозировки наркотиков, ее наследство, оставленное матери, составило десять долларов с оговоркой, что если мать попытается опротестовать его, то лишится и этого (Bahr, p. 282).

JackHayfordСамым известным пятидесятническим проповедником четырехугольного евангелия в наши дни является ДЖЕК ХЕЙФОРД, которого весьма невзыскательный журнал Christianity Today назвал «Золотым стандартом пятидесятника». Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что теория и практика его богословия являют собой не чистейшее золото божественной истины, но грязь и ржавчину псевдобиблейского «откровения».

Например, в своей речи на пятидесятнической конференции в Сент-Луисе в 2000 г., Хейфорд поведал собравшимся историю о том, как его дочь однажды выразила ему сомнение по поводу своего говорения «иными языками». Ее беспокоило то, что ее речь напоминала обычную тарабарщину, но он объяснил ей, что верующий сначала учится говорить на детских языках, и только после этого он осваивает языки взрослых (я присутствовал на этой конференции в качестве представителя прессы и лично слышал эти слова Хейфорда).

Не существует никаких библейских свидетельств в пользу подобных абсурдных измышлений; более того, это является веским опровержением утверждений этого «золотого пятидесятника» о том, что Библия для него есть единственный авторитетный источник веры и христианской практики. Библейскому «говорению на языках» невозможно научиться, это сверхъестественный дар, и в Новом Завете нет ни единого примера того, что кто-то освоил говорение на языках через обучение.

На конференции служителей организации «Хранители обетования» в 1996 г. Хейфорд обратился к сорокатысячной аудитории с призывом исполнить «танец в Господе», заявив, что научился этому танцу в Африке, а несколько позже Господь якобы предложил ему станцевать вместе с Ним. Очевидец назвал происходящее «пляской африканского шамана» (Bruce Caldwell, «Following in the Footsteps of the Apostate Presbyterians», Christian News, March 11, 1996). Нигде в Библии Бог не танцует со Своим народом. Более того, Библия недвусмысленно предостерегает нас: «не учитесь путям язычников» (Иер. 10:2).

Хейфорд утверждает, что его экуменическое мировоззрение получено им непосредственно от Бога. Он рассказывает, что в тот момент, когда в 1969 г. он приблизился к большому католическому храму в Южной

Калифорнии, Бог обратился к нему с повелением не подвергать римско-католическую церковь критике и осуждению. По его словам, Бог произнес следующую фразу: «Могу ли Я быть недоволен таким местом, где каждое утро возносится с алтаря свидетельство крови Моего Сына?» («The Pentecostal Gold Standard», Christianity Today, July 2005). Основываясь на этом «персональном откровении», Хейфорд занял по отношению

к католицизму нейтральную позицию. Однако, исходя из авторитета Библии, я могу утверждать, что природа откровения, полученного Хейфордом, является откровенно демонической. Искупительная жертва Христа

НЕ ПРОСЛАВЛЯЕТСЯ с римско-католических алтарей. Католическая месса является неприкрытым отрицанием доктрины однократности искупительной жертвы, о чем говорится в Послании к евреям. Вот что говорит Второй Ватиканский собор о католической мессе: «Ибо в ней через служение священников бескровным образом увековечивается жертва Христа, принесенная Отцу на кресте ради спасения мира» (The Constitution on the Sacred Liturgy, «Instruction on the Worship of the Eucharistic Mystery,» Intro., C 1, 2, p. 108). Это всего лишь малая часть великой католической ереси, и Бог никак не мог призвать Джека Хейфорда к какому-либо позитивному и некритическому восприятию римско-католической церкви.

Хейфорд же, в полном соответствии со своим «персональным откровением», продолжает тесное общение с католическими лидерами на различных конференциях по всему миру. Например, он уже успел объединить усилия с тысячами католиков, включая сотни католических священников и монахинь на Североамериканском конгрессе Святого Духа и всемирной евангелизации в Сент-Луисе в 2000 г. Он также был почетным гостем и оратором на конференции Джона Уимбера, состоявшейся в австралийском Сиднее в 1991 г., где нашел общий язык с такими католическими священниками, как Том Форрест и Раньеро Канталамесса, а также с католическим мирянином по имени Кевин Ранаган. Хейфорд поставил печать своего одобрения на ереси этих людей, появляясь вместе с ними на публике и относясь к ним, как истинным чадам Божьим.

AJTomlinsonЕще одним влиятельным лидером раннего пятидесятничества был ЭМБРОУЗ ДЖЕССОП ТОМЛИНСОН (1865–1943), который основал ЦЕРКОВЬ БОЖЬЕГО ПРОРОЧЕСТВА. Будучи еще молодым человеком, мистик-квакер Томлинсон принял учение об исцелении в искуплении Христа с подачи женщины-евангелиста по имени Керри Джадд Монтгомери. В самом конце XIX века он также стал сторонником лжеучения о полном освящении, также известном как доктрина безгрешного совершенства. Томлинсон свидетельствовал, что достиг этого состояния, равно как и получил «крещение огнем».

В 1901 г. Томлинсон посетил служение Фрэнка Сэндфорда в штате Мэйн, где и был крещен особым крещением Сэндфорда. Затем он вступил в ряды членов организации с весьма примечательным названием «Церковь Живого Бога во имя евангелизации мира, собрания Израиля и установления нового порядка вещей на закате века язычников». Экстремальная приверженность этой группировки доктрине «позднего дождя» явствует из ее названия.

В 1903 г. Томлинсон присоединился к общине под названием «Церковь святости» в городке Кэмп Крик в штате Теннеси, и вскоре был избран ее пастором. В июне того же года он, якобы, имел видение, что в его «церкви святости» была восстановлена истинная Церковь Иисуса Христа. В принципе, это ничем не отличалось от того, что Александер Доуи, Фрэнк Сэндфорд или Чарльз Пархэм утверждали про свои собственные служения.

Томлинсон полагал, что истинная Церковь была утрачена в 325 г. н.э., и что ее восстановление происходило поэтапно, начавшись с протестантской Реформацией XVI века, и достигнув кульминации в 1903 г. с основанием «Церкви Бога». «Для Томлинсона церковная группа, с которой он был связан, являлась единственной истинной христианской церковной структурой по эту сторону средневековья» (Vinson Synan, The Holiness-Pentecostal Tradition, p. 76).

Собрания в церкви Томлинсона напоминали преисподнюю — его последователи кричали, дергались, падали, извивались, подобно змеям, впадали в транс. Антибиблейское явление «падения под воздействием Святого Духа» стало неотъемлемым элементом богослужений в «Церкви Божьего пророчества» с момента ее основания. В 1907 г. эта группировка официально приняла название «Церковь Бога». В 1923 г. Томлинсон покинул первоначальную «Церковь Бога» (которая была переименована в «Церковь Бога города Кливленда в штате Теннеси»), и основал свою собственную организацию. (После смерти Томлинсона в 1943 г., суд принял решение называть эту конфессию «Церковь Божьего пророчества» для того, чтобы отличать ее от других групп, носивших название «Церковь Бога»).

Томлинсон учил, что физическое исцеление гарантируется искупительной жертвой Христа, и запретил своим последователям пользование медицинскими препаратами. Он также считал, что говорение на иных языках является первоначальным проявлением крещения Святым Духом. Согласно его учению, верующий мог потерять спасение и вновь его обрести, при этом требовалось повторное крещение.

Был составлен обширный перечень ограничений, не имеющих никакого отношения к Библии. Вне закона объявлялись кока-кола, свинина, жевательная резинка, кольца, браслеты и галстуки. Все это не просто осуждалось, но находилось под строжайшим запретом. Нарушители провозглашались потерявшими спасение.

Томлинсон упорно отстаивал право женщин на проповедь. «Церковь Божьего пророчества» и в наши дни имеет немалое количество женщин среди проповедников и конфессиональных лидеров.

В 1940 г. Томлинсон приобрел земельный участок площадью 216 акров в городке Мерфи, штат Северная Каролина, и назвал его «Лесное поле» в память о видении, якобы явленном ему в 1903 г., в котором он обрел истинную Церковь Бога. Сегодня в этом месте расположен парк, в котором находится гора с начертанными на ней десятью заповедями более 100 метров в ширину. Каждая буква заповедей имеет 1,2 метра в ширину и 1,5 метра в высоту. Весьма показательно, что эта религиозная группа предпочла потратить немалые деньги для того, чтобы запечатлеть именно Десять заповедей, а не истинное Евангелие. Человек, сменивший Томлинсона на его посту, был избран якобы по пророчеству, данному на иных языках и соответствующим образом истолкованному.

Старший сын Томлинсона Гомер после смерти отца основал свою собственную церковь, и между 1954 и 1966 гг. он объехал столицы 101 государства, где короновал себя «Царем Земли» и обещал их жителям покой и благополучие. Он заявил, что за церемониями его коронации следовали чудеса национального масштаба, и именно благодаря ему останавливались и предотвращались вооруженные конфликты и кровопролитные столкновения, и прекращались губительные засухи.

В 1916 г. большая группа пятидесятников (около одной четверти всех членов движения) откололась от Ассамблеи Божьей и приняла «БОГОСЛОВИЕ ЕДИНСТВА», иначе называемое «ТОЛЬКО ИИСУС», отрицающее традиционное учение о Троице. В наши дни самой крупной пятидесятнической группой, исповедующей «Богословие единства» является ОБъЕДИНЕННАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Ниже приводится выдержка из Декларации веры Объединенной пятидесятнической церкви:

UPCI-logo«Водное крещение является неотъемлемым условием новозаветного спасения и представляет собой не просто символический ритуал. Оно являет собой залог вхождения в Царство Божье (в Церковь Бога, Невесту Христову) и, следовательно, имеет более важное значение, нежели простое членство в поместной церкви. ... Имя, которым осуществляется крещение, несет в себе жизненно важный смысл, и имя это — Иисус. ... Крещение Святого Духа есть рождение Духа (Ин. 3:5). Это духовное крещение необходимо для введения человека в Царство Божье (в Церковь Бога, Невесту Христову), а свидетельством такового является говорение на иных языках, как Дух Божий дает провещевать».

Таким образом, согласно богословской доктрине Объединенной пятидесятнической церкви, для спасения требуется крещение во имя Иисуса и говорение на иных языках. В свою очередь, последователи «Богословия единственничества» требуют от новообращенных из других церквей отречения от своего предыдущего крещения во имя Троицы и принятия повторного крещения «во имя Иисуса».

Несмотря на то, что в 1916 г. Ассамблея Бога осудила «Богословие единственничества» как «ересь», в наши дни эта доктрина постепенно вливается в основное течение пятидесятничества на фоне общего избегания «острых углов богословия» и нарастающих тенденций экуменической толерантности.

Многие известные композиторы и исполнители движения Современной Христианской Музыки (СХМ) являются членами Объединенной пятидесятнической церкви, либо последователями «Богословия единственничества». Среди них мы встречаем такие имена, как Дотти Рэмбо, Джоэл Хемпхилл, Лэнни Вульф, Герон Дэвис, Марк Карутерс и трио «Филипс, Крейг и Дин».