Рок-музыка в церкви? История и факты рока
 
 

 
Какова история возникновения рок-музыки?
 
Из какого источника ее создатели черпали свое вдохновение, и что она собой воплощала?
 
Какие ритмы являются ее главной составляющей, и какое сообщение они в себе несут?
 
Что означает словосочетание "рок-н-ролл"?
 
Какая связь существует между исторической рок-музыкой и сатанизмом, между различными стилями рока и танцевальной музыки и наркотиками?
 
Какой образ жизни вели известнейшие рок-музыканты, и во что они верили?
 
Какая сила вдохновляла произведения и выступления Биттлз, Джимми Хендриксона и Элиса Купера?
 
Какое влияние оказывает рок-музыка на слушателей?
 
Какие скрытые сообщения находятся в произведениях различных рок-исполнителей?
 
Что стояло у истоков появления слова "диско"?
 
Возможен ли "христианский рок", и допустим ли он в жизни христианина или в христианской церкви?
 

 

В наше время любители и защитники "Современной христианской музыки" заявляют о том, что музыка сама по себе является чем-то нейтральным и не может быть христианской или мирской. Из этого утверждения следует логический вывод о том, что все стили музыки могут быть приемлемы для церковного богослужения или благовестия, если в этой музыке есть правильные христианские слова, а сам исполнитель любит Бога и искренне желает прославить Его.
 
"Приводите музыку в соответствие со вкусами людей, которых Бог желает, чтобы привлекла ваша церковь. Церкви нужно конкретно признать, что нет конкретного «духовного» стиля музыки. Музыку освящает звучащее в ней Слово. Музыка — это ничто иное, как гармония нот и ритма; духовным делают пение слова. Нет такого понятия, как «христианская музыка», есть лишь христианская лирика…Седлбек — это безвозвратно церковь современной музыки. Нас часто называют в прессе «овцами, которые любят рок»…Впервые в истории существует универсальный музыкальный стиль, который можно услышать в каждой стране. Он называется современный поп-рок" (Рик Уорен, пастор баптистской церкви "Седлбек", одной из крупнейших в США; автор книг "Целеустремленная жизнь" и "Целеустремленная церковь").
"Нет ясных утверждений в Новом завете относительно критериев для библейской музыки. Нет четких предписаний и каким образом структурировать собрание. Поэтому мы должны молиться, изучать Слово, работать совместно, чтобы выработать такой подход к музыке, который прославляет Бога и наставляет окружающих... В 21 веке, в церквях существует два жанра церковной музыки: классический (традиционный) и современный (эстрадный). Классической музыке присущ консерватизм, поются гимны и псалмы, некоторые из которых датируются сотнями лет. Преимущественно эти песни исполняются в среднем или медленном темпе. В современной же музыке, акцент делается на новых песнях. Одна из главных черт современной музыки – доминирование ритма. Также современную музыку отличает простота и незамысловатость текстов. Они следуют по образцу популярной музыки 20 века» (Брэд Пирсон – лидер музыкального служения в Faith Bible Church в городе Спокен, штат Вашингтон, США; Семинар по библейским основаниям музыкального служения, Москва, июль 2010 года; http://baptist.org.ru/news/broadcast/2540/).
 
"Поклонение больше, чем просто музыка, это объединение всей церкви в хвале Богу. И здесь не важен стиль, музыка — это только инструменты. При этом музыкальное поклонение имеет огромную силу. Нужно знать особенность вашей церкви для того, чтобы понять, какая музыкальная форма поклонения будет ей наиболее приемлема. Однако без принятия культурных изменений, служители не будут иметь влияние на то, какой церковь будет через десятки лет. Важно принять эти изменения и помогать новому поколению верующих в этой культуре двигаться вперед в верном направлении, в то же время понимая и уважая уроки, которые они могут получить из прошлого. Изменения — это процесс, и они всегда пугают. Но я призываю служителей быть смелыми и следовать за Богом" (Джерри Шредер (конференция Soli Deo Gloria, ноябрь 2012 года, http://baptist.org.ru/news/musical/3517).
 
"Все эти звуки наших языков, наших музыкальных инструментов – все это Божье! Все это поет славу Богу! Когда я в своем примитивном, пещерном сознании думаю, что эта музыка не славит Бога, то я – человек ограниченный. Я должен сказать: «Господи! Как Ты велик! У Тебя сколько людей! Я не могу все это вместить!» Какое во всем многообразие Господа! Я не воспринимаю, когда другие не понимают, что мой брат радуется так, как Бог положил ему на сердце радоваться, когда он от души играет на своем инструменте и поет. Он же это делает искренне!" (Юрий Сипко, впечатления от Конгресса РСЕХБ 2012, http://baptist.org.ru/news/congress_news/3442/.
 
Сравните же эти заявленния с высказываниями известных рок-музыкантов, которые распространяли эту музыку по миру, а также различных (в основном светских) исследователей рок-музыки, которые говорили о самой сути этого явления. "Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мтф. 7:21); "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" (Луки 6:46); "Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божьего с идолами? Ибо вы - храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас" (2-е Кор. 6:16-17).
 
«Рок-музыка – это самый сильный наркотик в мире» (Стивен Тайлер из группы «Аэросмит», журнал «Рокбит», 1987).
 
«Не надо слушать слова, так как музыка умеет говорит самостоятельно... Я дурел от музыки много раз» (Тимоти Лири (Timothy Leary), гуру нью-эйдж и пропагандист наркотиков ЛСД. Политика экстаза).
 
Книга «Факты о роке» (Rock Facts), опубликованная Музеем славы рок-н-ролла (Rock and Roll Hall of Fame and Museum) в Кливленде, штат Огайо, признает, что рок – это не просто стиль музыки, ЭТО – СТИЛЬ ЖИЗНИ. «...рок-н-ролл действительно стал универсальным языком... рок-н-ролл также относится к отношению, ощущению, стилю и образу жизни...» (Факты о роке, 1996, с. 6).
 
«Я свободен делать то, что я хочу» («Я свободен», Роллинг Стоунз, 1965).
 
«Это моя жизнь, и я буду делать то, что я хочу. Это моя голова, и я буду думать то, что я хочу» («Животные» (The Animals), 1965).
 
«Ты можешь идти куда хочешь и делать все, что пожелаешь» (Мамы и папы (Mamas and Papas).
 
«Это твое дело, делай что хочешь» (Исли Бразерс (Isley Brothers).
 
«Вся идея «Битлз» сводилась к постулату «делай, что хочешь»... делай все, что хочешь, если это никому не мешает» (Джон Леннон. Цитата Дэвида Шеффа из интервью журнала «Плэйбой» с Джоном Ленноном и Йоко Оно, с. 61).
 
«Вся идея рок-н-ролла – это оскорблять твоих родителей» (Рок-барабанщик Кинг Коффи (King Coffey). Правда о рок-н-ролле, с. 30).
 
«...рок-н-ролл – это больше, чем просто музыка. Это – энергетический центр новой культуры и молодежной революции» (рекламное объявление в журнале «Роллинг стоун магазин»).
 
«В определенном смысле любая рок-музыка революционна. Самим своим ритмом и звуком она всегда безотчетно отвергает ограничения и празднует свободу и сексуальность» (журнал «Тайм», 3.01.69).
 
«Рок-н-ролл – это зверь. Благонамеренные люди думали, что они могут взять его и прижать к своей груди. Они забыли, что у зверя есть когти таких групп, как «Слитс» (The Slits), «Дамнд» (The Damned), «Бад маннерс» (Bad Manners), «Вибрэйторз» (The Vibrators), «Странглерз» (Stranglers) и «Мит лоуф» (Meat Loaf)... Я знаю, потому что я был одним из них. За каждым милым рифом и аккордом прячется необузданная сексуальность и любовь к дьяволу; его жестокая анархия противопоставлена любой гармонии, миру и прогрессу. Люди могли увидеть это уже тогда, когда зверь впервые появился, и с тех пор он не изменился. Все, у кого было хоть немного ума, могли увидеть проблему» (Рэй Гослинг (Ray Gosling), 4-я радиопрограмма БиБиСи «Мурлыкающие шуты», 11.02.82).
 
«Рок-н-ролл если и не изобрел подростка, то, по крайней мере, разделил любителей поп-культуры на тех, кому еще нет двадцати, и всех остальных» (Боб Доубарн, журнал «Мелодии мейкер», 10.02.68).
 
«Рок-музыка увеличила неизбежный и нормальный разрыв между поколениями, превратив его из здорового – и абсолютно необходимого для дальнейшего развития – в негативный, разрушительный и нигилистический» (Джордж Лис, музыкальный критик, журнал «Хай Фиделити», фев. 1970.).
 
«Посредничество рок-музыки является по своему характеру столь антихристианским – характеру распутному, путающему влюбленность и сексуальную привлекательность с любовью, расположенному на стыке с наркотической культурой, что, когда христиане позвояют ему нести весть о том, чтобы отвергнуть себя, взять крест и идти за Христом, они полностью искажают эту весть» (Колин Чапмэн. Современная музыка и евангелизм, 1968 г.)
 
«Хотя музыка с течением времени изменилась, мятежные волны, ее породившие, остаются прежними... Это служит мне очередным напоминанием об основном позыве рок-н-ролла – о его бесстыжем, хамском качестве» (Эллен Уиллис, телепрограмма, янв. 1979 г.).
 
«Основная часть рок-музыки служит средством антихристианской пропаганды» (Грэм Крэй. Время – слушать, время – говорить, цитата из «Поп-музыка сгодилась для Евангелия», с. 86).
 
«Рок-концерты – это современные церкви» (Крэйг Чаквико (Craig Chaquico), гитарист «Джефферсон Эйрплэйн», из книги «Зачем критиковать рок-н-ролл?», с. 96).
 
«Появилась новая музыка – и опять низкопробная, с тяжелым ритмом и воплями, и в каждой ноте и каждом ударе злая агрессия против западных христианских ценностей... их протест заключен в самой музыке так же, как и в словах, ибо все, кто думает, что все это несерьезно и не более чем развлечение, забыли, что у них есть уши» (Х.Р. Рукмаакер. Современное искусство и смерть культуры, с. 188-189).
 
«Рок-музыка – это зло, потому что для музыки это то же, что и дадаизм [модернистское литературно-художественное течение первой четверти 20 века] и сюрреализм – для искусства, то есть это музыка атеистическая, анархическая, нигилистическая» (Дэвид Нобель. Наследие Джона Леннона, с. 42).
 
«Рок-н-ролл (на языке блюза означает «секс») предложил бунт и развязность в той же мере, что и новый стиль музыки, который потряс чувства взрослых в 50-х. «Когда ты растешь, – говорит Джерри Крамер, известный режиссер музыкальных видеоклипов, –  тебе нравится рок-н-ролл только по одной причине: потому что твоим родителям он не нравится» (Что артисты делают с вашими детьми. Журнал «Ю Эс Ньюс энд Уолд Репот», 28.10.85).
 
«Рок-музыка воспитала подростков радикалами, так как сделала для них чужими традиционные ценности, которые они уже не воспринимают как свои» (Мартин Перлих, газета «Кливленд Пресс», 25.07.69).
 
«Почему молодежь идет на эти шоу? Потому что это их идол, их бог, другими словами, – они любят рок-н-ролл» (Чак Хантсберри. Правда о рок-н-ролле, с. 60).
 
«В рок-музыке всегда имеется элемент запрещенного... Рок-н-ролл давно стал противником основных положений христианства» (Майкл Мойниан. Повелители хаоса).
 
«Рок-н-ролл обозначил начало революции... Мы объединили молодежь, музыку, секс, наркотики, бунт и предательство, и эту комбинацию сложно одолеть» (Джерри Рубин. Сделай это! 1970, с. 19, 249).
 
«Проповедники и моральные наставники, которые еще на заре рок-н-ролла предупреждали нас о злой сущности этой музыки, были не так уж далеки от истины. Рок, по крайней мере, тот, который практикуется группой «Ху» (The Who) и некоторыми другими, является дерзким, антисоциальным, мятежным... Анархия – вот что такое «Ху» (Роберт Батлер, «Канзас Сити Таймс», 24.08.79).
 
«Насилие и бунт потрясают своим кулаком перед носом мира с помощью рок-музыки с момента ее рождения. Именно с помощью бунта в жизни многих современных молодых людей проявляются склонности к ярости и отчуждению, а многократное прослушивание рок-музыки усиливает и искажает эти чувства» («Что вы имеете против рока?»).
 
«Главное назначение рок-н-ролла – это воспевание своего «я» (Дарил Холл  (Daryl Hall) из группы «Холл энд Оутс», цитата из интервью с Тимоти Уайтом, 1987, «Рок жив», с. 594).
 
«В сущности, в рок-музыке очень мало мелодии и мало смысла в словах – только ритм. Тот факт, что музыка может возбуждать и воспламенять, известен с незапамятных времен... И теперь, как минимум, в нашей популярной музыке мы, похоже, возвращаемся к дикости... и теперь, когда наша молодежь слушает подобные звуки, она предается смятению. После этого дети лишены покоя и становятся ненормальными». (Дмитрий Темкин [знаменитый композитор и дирижер], «Лос-Анджелес Гарольд Эгзаминер», 8.08.65).
 
«Великая сила рок-н-ролла лежит в его бите (такте, бое, ритме, пульсе)... в своей основе это музыка сексуальная, антипуританская... угроза всем установленным стандартам и ценностям» (Ирвин Силбер, марксист. Пой! Май 1965 г., с. 65).
 
«Рок-н-ролл бросил вызов общепринятым нормам и ценностям и заразил настоящей страстью Диониса. Если сравнить с древним пиром Диониса, с его конвульсиями и трансом, когда участники в своей ревности раздирали жертвенных животных голыми руками и ели свежее мясо, то рок-концерт почти укрощен... Мы не должны забывать наше великое дионисиево наследство» (Рок-н-ролл: история буйства, с. 150, 155).
 
«...Рок 50-х был революционным. Он побуждал людей делать все, что им захочется, даже если это было связано с нарушением правил... Начиная с Бадди, расцветающая молодежная культура приняла послание рок-н-ролла о свободе, которое предсказало рождение изменений и вседозволенности... В 1958 г. Бадди Холли (Buddy Holly) впервые уехал из США и повез рок-н-ролл – как саму музыку, так и ее крайне пагубную весть о свободе – по всему миру... закладывая основание для социальных и политических переворотов, рок-н-ролл был действенным инструментом в нагнетании этих процессов всю последующую четверть века» (Эллис Амберн. Бадди Холли, с. 4, 6, 131).
 
«Это все касается контроля. Моего контроля. Контроля чего? Того, что я делаю, и в этот раз я буду делать то, что я хочу. Я хочу решать сама, и в своей жизни я хочу все решать самостоятельно...» (Джанет Джексон (Janet Jackson), «Контроль»).
 
Джин Симмонс (Gene Simmons) из группы «Кисс» сказал: «То, что я пишу, отражает сущность веры в стиль жизни, который формулируется так: свободная душа, свободная личность, которая делать все что хочет, не нанося вреда другому» (WCCO-TV, 18.02.83).
 
«Идея рок-н-ролла – двигаться самостоятельно и не заботиться о том, что думают родители» (Поп-машина (Pop Machine), цитируется в статье «Металлика? Хорошо, но нам все равно не нравится Зал славы рок-н-ролла», Чикаго трибьюн, 23.09.08.).
 
«Если какая-либо музыка и виновна в соучастии, то это рок-музыка. Невозможно составить полный список, но мы попробуем перечислить хотя бы некоторых «соучастников» рок-музыки: наркоманы, революционеры, мятежники, сатанисты, хиппи, уклонисты от военной службы, гомосексуалисты и другие извращенцы, бунтовщики, педофилы, банды байкеров, богохульники, самоубийцы, язычники, поклонники религии вуду, лесбиянство, аморальность, демонология, безнравственность, свободная любовь, свободный секс, неподчинение (гражданское и прочее), содомия, венерические заболевания, дискотеки, бордели и оргии всех видов, ночные клубы, рестораны и стриптиз-бары, непристойные мьюзиклы вроде “Волосы” (Hair) и “Дядюшка мясо”(Uncle Meat) и т.д. и т.п. – список можно продолжать почти до бесконечности» (Фрэнк Гарлок. Сильный удар, с. 12-13).
 
Для белого Мемфиса запретные удовольствия Бэйл Стрит [улица в Мемфисе, штат Теннесси, одно из знаковых мест в истории блюза] всегда являлись в одежде пульсирующего ритма блюзовой музыки... Элвис предложил новой аудитории эти удовольствия, давно знакомые жителям Мемфиса (Ларри Нэйджер. Ритм Мемфиса, с. 154).
 
«Главные составляющие рок-музыки – это секс и дерзость» (Дебра Харри (Debra Harry). Парад хитов, 1979, с. 31).
 
«Рок – это полное прославление физических инстинктов» (Тэд Ньюджент (Ted Nugent), рок-звезда, «Роллинг Стоун», 25.08.77, с. 11-13).
 
«Рок-н-ролл – это на 99% секс» (Джон Оутс (John Oates) из рок-дуэта «Холл и Оутс», «Серкус», 31.01.76).
 
«Рок-музыка – это секс. Жесткий ритм соответствует ритмам тела» (Фрэнк Заппа (Frank Zappa and Mothers of Invention), «Лайф», 28.06.68).
 
«Вот что такое рок – секс + 100-мегатонная бомба, одним словом – ритм!» (Джин Симмонс из рок-группы «Кисс». Интервью «Зрелище сегодня» канала ЭйБиСи, 10.12.87).
 
«Факт, который не подлежит никакому сомнению, – рок-н-ролл является синонимом секса» (Крис Штейн, рок-менеджер, «Пипл», 21.05.79).
 
«Поп-музыка вращается вокруг сексуальности. Я думаю, что если есть анархия, то лучше сделать сексуальную анархию, чем политическую» (Адам Ант. От рока к року, с. 93).
 
«Рок-н-ролл – это секс. Настоящий рок-н-ролл в своей основе не является продуктом мозговой деятельности. Его основа – примитивная природа человека» (Пол Стэнли (Paul Stanley), цитата из книги Джона Манси «Роль рок-н-ролла», с. 44).
 
«Рок-н-ролл – это секс, и именно этим ты должен завоевать подростка» (Эндрю Олдэм, менеджер «Роллинг Стоунз», «Тайм», 28.04.67).
 
«Рок-н-ролл – это секс, на все 100%» (Дебби Харри (Debbie Harry) из рок-группы «Блонди» (Blondie), «Телевизионные шоу и рок-музыка», 1974).
 
«Рок-музыка превращает секс в нечто по меньшей мере обычное» (Джим Коннор, «Ньюсуик»», 6.05.85).
 
«Пульсирующий ритм рок-н-ролла обеспечивает его взрослой аудитории важнейшее сексуальное расслабление» (Ян Бери из дуэта «Ян и Дин», из «Поп-музыка сгодилась для Евангелия»).
 
«Рок-н-ролл является синонимом секса, и никто не может их разделить. Отними секс – и рок-н-ролла не станет» (Стивен Тайлер (Steven Tyler), интервью «Зрелище сегодня» канала ЭйБиСи, 10.12.87).
 
«...рок-музыка обращается исключительно к сексуальному чувству, обращается по-варварски – она возбуждает не любовь, а только примитивное и неуправляемое сексуальное желание. Со всем общественным авторитетом индустрии развлечений, рок подает детям на серебряной тарелочке то, чего они – как воспитывают их родители – должны подождать, пока не подрастут и не поймут позже» (Алан Блум. Конец американского разума, 1987, с. 73).
 
«Секс – это по-настоящему захватывающая часть рок-н-ролла. Когда я танцую на сцене, то я танцую, чтобы завести людей. И когда я танцую, я и сам завожусь. Вы знаете, танец – это вещь сексуальная» (Адам Ант, «Рок февер», май 1984, с. 13).
 
«Если ты пребываешь в определенном состоянии духа, особенно сексуально ориентированном, то лучшее для тебя – это рок-н-ролл, потому что таково большинство артистов» (менеджер группы «Аэросмит» (Aerosmith), «Ю Эс Эй тудэй», 22.12.83).
 
«Суть рок-н-ролла – это жить постоянно на грани катастрофы» (Кевин Кронин, «Ньюсуик», 20.12.76).
 
«Рок является идеальным первичным методом освобождения наших насильственных инстинктов» (Тэд Ньюджент, «Серкус», 13.05.76).
 
«После 10 лет мягкой, блестящей музыки мы вернулись к тому, чем должен быть рок-н-ролл – мерзкой, мятежной музыкой народа» (Том Робинсон, исполнитель панк-рока, Словарь американской поп/рок-музыки, с. 294).
 
«Рок-н-ролл – это тьма, которая скрывает тайные несбыточные желания, и страсть, которая толкает тебя к тому, чтобы открыть их» (Тимоти Уайт. Рок жив, с. 16).
 
«Рок-н-ролл ведет к свободе и непознанному. Он эротизирует духовное и одухотворяет эротическое, потому что это его универсальное неотъемлемое право» (Роберт Палмер (Robert Palmer), Рок-н-ролл: история буйства, с. 72).
 
«Как в ритме, так и в лирике рок-н-ролла присутствует мощная, хотя и подсознательная, сексуальная стимуляция» (д-р. Дэвид Элкинд, университет штата Массачусетс, 1981).
 
«Мы реагируем на приземленные звуки рока, а переживания, связанные с этой музыкой, в основном, сексуальные» (Саймон Фрит, «Саунд эффект», 1981).
 
«Послушайте, рок-н-ролл – это не церковь. Это грязный бизнес. И ты также должен быть грязным. А если ты святоша, то ты не можешь петь или играть рок-н-ролл» (Лита Форд (Lita Ford) из группы «Ранэвэйз» (The Runaways), «Лос-Анджелес Таймс», 7.08.88).
 
«Рок-н-ролл – это языческая, примитивная и дикая музыка, да она и должна быть такой! В тот самый миг, когда он перестанет быть таким, он просто умрет... истинное значение рока – это секс, ниспровержение общепринятых ценностей и стиль» (Малькольм МакЛарен, панк-рок-менеджер, «Рок», 8.08.83, с. 60).
 
«Лучший рок-н-ролл является воплощением определенной высокой энергии – злости – как в записях, так и на сцене. Другими словами, если музыка безопасна, то это уже не рок-н-ролл... Насилие и энергия – вот что такое истинный рок-н-ролл» (Мик Джаггер, со слов Микала Гилмора, «Бит», с. 87).
 
«Современная рок-н-рольная сцена, то есть наследие Джона Леннона – это один гигантский мультимедийный портрет деградации. Это низкопробный мир аморальности, венерических заболеваний, анархии, нигилизма, кокаина, героина, марихуаны, смерти, сатанизма, извращений и оргий» (Дэвид Нобель. Наследие Джона Леннона, 1982, с. 15).
 
«Темы рок-н-ролла включают в себя бунт, гомосексуализм, сатанизм, оккультизм, наркотики, убийство, самоубийство, кровосмешение, грубость, садомазохизм и, более всего, свободный секс» (Флетчер Бразерс, «Рок репорт», 1987).
 
«Почитатели рока хотят сделать его в привлекательным, изобразив его приличным. Это невозможно. Рок привлекателен потому, что он грубый и пошлый... Рок является полным воплощением грубости. Эта музыка примитивна, громогласна и безвкусна» (Роберт Паттисон. Триумф грубости, 1987, предисловие).
 
«Рок-музыка включает в себя выработку нейропсихологических рефлексов, связанных с чувственным смыслом, и соединяет агрессивность и сексуальность. Агрессивность связана с сексуальностью... Мы утверждаем, что рок-музыка вырабатывает поведенческую связь между агрессивностью и сексуальностью» (д-ра Даниэль и Бернадетта Скубик. Нейрофизиология ритма).
 
«В своей основе и в своем лучшем виде рок-н-ролл является прославлением человеческой чувственности» (Гэйл Пеллерт. Христианский рок, 19885, с. 23).
 
«Наша музыка призвана заменить одну шкалу ценностей другой... свободный разум... свободные наркотики... свободные тела... свободная музыка» (Пол Кантнер (Paul Kantner) из группы «Джефферсон эйрплэйн», из интервью в журнале «Роллинг стоун», 1971).
 
«Рок-н-ролл – это нечто жесткое, дикое, потное, мокрое и просто свободное» (Патти Лабель (Patti Labelle). Факты о роке, с. 16).
 
«Секс, насилие, бунт – все это часть рок-н-ролла» (Джон Милленкамп (John Mellencamp). Книга Ларсона о роке).
 
«Рок-н-ролл не прославляет Бога. Ты не можешь пить одновременно из чаши Господа и из чаши дьявола. Я был одним из первопроходцев и строителей этой музыки. Я знаю, из чего сделаны блоки, потому что я их строил» (Литл Ричард (Little Richard), «Даллас монинг ньюс», 29.10.78).
 
«Роллинг стоунз» – это грубые, затрапезные, дикие, деспотично настойчивые, низкопробные, строптивые, подлые, гнусные, гипнотизирующие, холодные, порочные, грязные, разлагающие и потакающие своим похотям революционеры... Музыка их – неприятная,  жесткая, вкрадчивая... ОНА ОТРАЖАЕТ ОБРАЗ ИХ ЖИЗНИ» (Майкл Росс. Рок после Вудстока, с. 13).
 
«Рок примитивен. Он доставляет неприятности твоему телу. Ты теряешь контроль над собой и начинаешь трепетать и двигаться вместе с музыкой... Чтобы стать глубоко вовлеченным в рок-музыку, ты должен уступить ему, позволить ему глубоко войти в тебя, двигаться вместе с ним до тех пор, пока он не поглотит тебя, чтобы ты мог чувствовать и слушать только музыку и думать только о ней... Такое открытое сладостастие» (Том МакСлой (Tom MacSloy), рок-музыкант. Музыка, которая шумит внутри тебя, 1970, с. 681).
 
«Рок-н-ролл – это весело, он полон энергии и смеха. Он непослушный и дурной» (Тина Тернер (Tina Turner), цитата из «Факты о роке», с. 12).
 
«Тайна и зло – вот две самые важные составляющие рок-н-ролла» (Боно (Bono), цитата из «Факты о роке», с. 12).
 
«Рок-музыка является идеальным инструментом личного и массового гипноза» (Эндрю Солтер. Поп-музыка сгодилась для Евангелия, с. 20).
 
«Рок-музыка, в частности, доказала свою силу, а также способность вызывать привыкание и производить скрытый гипноз человека, который если и не находится в состоянии полного транса, то, как минимум, подвергается сильнейшему внушению» (Джон Фуллер. Дети в порядке?, 1981).
 
«Поп-музыка является инструментом моделирования массового сознания» (Грэм Нэш (Graham Nash) из группы «Кросби, Стилс и Нэш (Crosby, Stills & Nash), Годовой хит-парад, номер 6, 1967).
 
«Факт, не подлежащий сомнению: рок имеет гипнотическую силу. Он увлек миллионы молодых людей по всему миру и изменил их жизни» (Уильям Шафер. Рок-музыка, 1972, с. 79).
 
«Атмосфера меняется посредством музыки, потому что музыка духовна по своей сути... ты гипнотизируешь людей до их естественного состояния, и на подсознательном уровне они воспринимают все, что ты хочешь им сказать... Сегодня люди хотят любой формы свободы. Идея состоит в том, чтобы освободить их правильно. И тогда они чувствуют, что переходят в иной мир – более чистый. Музыка спускается с воздуха. Вот, почему я соединяюсь с духом, и когда они спускаются с этих естественных высот, они видят лучше и чувствуют по-другому...» (Джимми Хендрикс, рок-звезда, «Лайф», 3.10.69, с. 74).
 
«Беспрерывный ритм притупляет чувство ответственности так же, как это делает алкоголь... Ты чувствуешь себя в тисках безжалостного потока звуков, на который реагирует нечто очень примитивное и существенное в человеческой природе» (Дэвид Уинтер. Новый певец, новая песня).
 
«Тяжелый рок – это музыка тела, которая придумана для того, чтобы пройти мимо твоих мозгов и с неумолимой жестокостью создать обстановку бешенства в аудитории» (Дэйв Робертс, обозреватель журнала «Баз», 1982).
 
«Не надо слушать слова, так как музыка умеет говорит самостоятельно... Я дурел от музыки много раз» (Тимоти Лири (Timothy Leary), гуру нью-эйдж и пропагандист наркотиков ЛСД. Политика экстаза).
 
«Рок-н-ролл похож на наркотик. Когда ты поешь и играешь рок-н-ролл, ты находишься на краю самого себя. Ты пытаешься вибрировать, пытаешься сделать так, чтобы что-то происходило. Как будто что-то живо и обнажено» (Нэйл Янг (Neil Young), процитировано Микки Хартом (Mickey Hart), «Дух в звуке»).
 
 
Павел Стариков, 5 марта 2013 года