О ПРАВОСЛАВИИ
 

Православие - Протестантизм. Штрихи полемики
 
Вячеслав Рубский
 
 
К ЧИТАТЕЛЮ

Христианский мир раздроблен. Это печальное обстоятельство удручает не только каждого, кто считает себя христианином, но и многих внешних по отношению к христианству людей. Данную апологию нельзя рассматривать как очередную оплеуху баптистам со стороны православных. Это – призыв к рассудительности, призыв к достойному ведению полемики. Данные суждения по материалам баптистских изданий и могут представлять интерес не только для баптистов, но и для самого широкого круга верующих. В настоящей работе затронуты лишь некоторые из дискуссионных тем православно-протестантской полемики. Цель её – сделать диалог менее односторонним и более полноценным.

Надеюсь, что эта небольшая книга найдёт своего читателя как среди православных, так и среди протестантов, желающих знать, кроме собственных, ещё и другие мнения и суждения о самом главном и дорогом – о правой вере во Иисуса Христа.

Подробнее...

Возвращение домой. От протестантизма к Православию
 
Книга американского православного священника о. Питера Гиллквиста замечательна во многих отношениях. Прежде всего, это глубоко искренний рассказ о личных поисках истинной веры, яркий документ возрождения человеческой души, открывшей Православие и вошедшей в Церковь после преодоления многих, иногда очень серьезных препятствий.
 

Православие и протестантизм: сравнительный анализ доктрин

Константин Матаков
 

Эта работа представляет собой попытку автора осветить некоторые вопросы, возникающие у протестантов к православным и у православных к протестантам. Под «протестантами» в этой работе подразумеваются не только лютеране и кальвинисты, но и представители «второй волны» реформации, неопротестанты, - баптисты и пятидесятники. Данная книга открывается диалогами с представителями этих неопротестантских исповеданий. Такой выбор связан с тем, что именно эти конфессии активно присутствуют в России, а также и во всем мире, где рост пятидесятничества, например, весьма силен.

В современную эпоху лидерство в протестантском мире от лютеран и реформатов перешло к баптистам и пятидесятникам: если в 16 веке протестантизм для всего мира говорил на немецком языке и латыни, то теперь это английский. Да, у них нет своего Карла Барта или Пауля Тиллиха, мы не знаем их выдающихся богословов (по причине отсутствия), но именно они определяют лицо нынешнего протестантизма, который из европейского становится американским. Как показывает практика, именно американский тип протестантизма оказывается наиболее устойчивым и динамичным. По баптистам и, особенно, по пятидесятникам мы видим, каким будет «дух» протестантизма в ближайшем будущем. Православным необходимо быть готовыми к встрече с этим миром, уметь говорить с ним на понятном ему языке.

Подробнее...

Почему Православие есть истинная вера
 
А.И. Осипов
 
orthodox
 
Лекция профессора А.И. Осипова по основному богословию, прочитанная в Сретенском училище 13 сентября 2000.
Протестантам о православии
 
Андрей Кураев
 
 
Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института, где я преподаю, однажды произошел случай и смешной, и характерный. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» – «Нет, я православный!».

Подробнее...

О почитании святых

Одно из обвинений, успевших стать классическим, звучащее очень часто в адрес православных, касается почитания нами святых. В сегодняшней беседе будет сделана попытка ответить на ряд вопросов касающихся данного почитания.

Беседа с Алексеем Леоновым, преподавателем Санкт-Петербургского института религиоведения и церковных искусств.

Подробнее...

Позволим ли мы апостолу Павлу помолиться о нас?
 
 
Оторвавшись от "исторической Церкви", протестантизм вынужден был дать ответ на весьма нелегкий вопрос: почему отсутствие преемственности учения общины не является признаком ее сектантской сущности? В поисках богословского оправдания своей позиции отцы протестантизма размыли экклезиологию до неуловимости, а отрыв от Предания неизбежно привел к культивированию Писания. Отсутствие исторического пути, а отсюда и христиан, представляющих этот путь, вынудило протестантское богословие выработать еще одно необходимое (а точнее: неизбежное) отрицание. Речь пойдет об отрицании святых как соучастников в жизни Церкви, которая есть союз неба и земли. Таким образом, отказ от почитания святых основой своей имеет, конечно, прежде всего отсутствие истории у любой протестантской группировки.

Подробнее...

О критике иконопочитания
 
Григорян Артём
 
 
Современная полемика с протестантами по вопросу иконопочитания давно перешла в новое, более утонченное русло аргументации. Сегодня вряд ли можно встретить богословски образованного протестанта, который бы по-прежнему обвинял православных в идолопоклонстве на основании заповеди «Не делай никакого изображения и не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4,5). Как правило, так поступают не особо вдумчивые неофиты из неопротестантского лагеря. Их более просвещенные коллеги понимают, что подлинно православное иконопочитание подразумевает мысленное вознесение молитвы и поклонения не самому образу, а Тому, Чья Личность в нем запечатлена. Однако обвинения, хоть и несколько иные, все равно звучат.

Подробнее...

Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство

Сравнительное богословие
 
 
 
Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) – «яже есть дом Божий... столп и утверждение Истины»... «Егоже дом мы есмы» (Ап. Павел).
Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда – «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», ибо – «едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел).
«Слово плоть бысть» и « мы видели славу Его» – «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение – это реальность, которою живет Христова Церковь. «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»... «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его... чему все мы свидетели» (Деян. II, 24,32) отсюда – Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». – Христос Воскресе! – « Сия есть победа, победившая мир – вера наша», и еще – «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» – в этом сущность Православного исповедания и благовестия.
Кто такие святые
 
 
Кто такие святые? Наверное, вы удивитесь, услышав, что святые были такие же люди, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание. Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас, а льстивые соблазны, словно сладкозвучные сирены, манили каждого из них своей пленительной, гипнотической силой. Что же подвигло их к тому удивительному, что исполняет душу неизреченным светом, и что мы называем святостью?
В начале IV века в Сирии жил некий юноша Ефрем. Его родители были бедные, однако искренно верили в Бога. А Ефрем страдал раздражительностью, мог из-за пустяков вступать в ссоры, предавался худым замыслам, и главное, сомневался в том, что о людях заботится Бог. Однажды Ефрем запаздывал домой и остался ночевать возле стада овец с пастухом. Ночью волки напали на стадо. А утром Ефрема обвинили, что он подвел к стаду воров. Его посадили в темницу, куда заключили еще двоих: одного обвиняли в прелюбодеянии, а другого – в убийстве, причем также безвинно. Ефрем много размышлял над этим. На восьмой день он услышал во сне голос: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл Божий. Перебери в мыслях, о чем ты думал, и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо». Ефрем вспомнил, как некогда со злым умыслом он выгнал из загона чужую корову, и она погибла. Заключенные с ним поделились, что один участвовал в обвинении женщины, оклеветанной в прелюбодеянии, а другой видел тонувшего в реке человека и не помог. В душе Ефрема наступило прозрение: оказывается, в нашей жизни ничто не совершается просто так, за каждый поступок человек несет ответственность перед Богом, – и с этой поры Ефрем решил изменить свою жизнь. Все трое вскоре были отпущены на свободу. А Ефрем во сне вновь услышал голос: «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее». Отныне Ефрем был крайне внимателен к собственной жизни, он много молился Богу и достиг святости (в нашем календаре упоминается как преподобный Ефрем Сирин, память – 28 января по юлианскому календарю).

Подробнее...

Теоретические основы и методология полемики с протестантизмом

 
 
Кандидатская диссертация прот. Вячеслава Рубского посвящена апологетике православной веры перед лицом протестантизма.
 
Автор описывает некорректные приемы полемики с протестантизмом и предлагает свой подход, который он называет «онтологическим».
 
Работа может быть полезна для тех, кто стремится к вдумчивым обсуждениям разницы в богословии и жизни православных и протестантов.

Подробнее...

Прогулка протестанта по православному храму
Священник Даниил Сысоев
 

Истина не терпит заблуждений и сама находит ищущих ее. Но для этого есть условие: необходимо отказаться от своего мнения в пользу Господа и искать не себя, а Бога. Трудно уйти от того, чем ты жил и в чем был уверен, полагая, что стоишь на правильном пути. Но тех, кто готов так поступить, Бог называет избранными.
Эта книга — невымышленный диалог с молодым протестантом, который сам подошел к православному прохожему в районе Таганки весенним утром. Искал ли он истину, что ответил и как вел себя православный, изменилось ли что-то в их сердцах после диалога, и кто оказался прав?
Читатель станет свидетелем этого разговора и услышит множество аргументов, основанных на Священном Писании.
Православие и протестантизм: в чем разница
 
Юрий Максимов
 

 Как произошли отделения
Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.7:15).
И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет.2:1-2, 15, 17).
Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Подробнее...

Кто Она для нас?
 
 
В этой книге современного пастыря и авторитетного богослова протоиерея Геннадия Фаста представлен цикл бесед, посвященных учению Церкви о Богородице: это пророчества и преобразования о Божией Матери, содержащиеся в текстах Ветхого Завета, учение о Деве Марии, заключенное в Евангелии, Церковном Предании, а также в апокрифах. Речь пойдет и об историческом аспекте учения о Богородице в христианской Церкви, о том, как постепенно раскрывалось учение о Божией Матери. Беседы-лекции проходили в публичном православном лектории в городе Красноярске и теперь предлагаются в текстовом виде читателю. Они написаны живо и доступно и никого не оставят равнодушным, тем более что Богородица каждому из нас очень близка и дорога и занимает в нашей духовной жизни очень важное место.

Подробнее...

Почему есть смысл в почитании икон
 
Константин Матаков
 
 
(Катерий) – Вы ссылаетесь на Предание в оправдание истинности, например, иконопочитания, но ведь у первых христиан икон не было, да и вообще, почитание икон возникает уже в те времена, когда христианство стало государственной религией (4в). Вы сказали, что православие верует так, как всегда веровали христиане, но это вызывает больше сомнения, поскольку в первые 3 века христиане не веровали так.
(Анастасий) – Да, то, что Вы говорите, мне часто приходится слышать от протестантов. В данном случае, я бы советовал всем, кто слышит от протестантов подобную информацию, тщательно проверять ее: доверяй, но проверяй. И вот, проверив эту информацию, вдруг выясняешь, что не все так просто. Из Предания Церкви мы знаем, что Авгарь, князь Эдессы был поражен проказой. Узнав о чудесах Христа, он послал Ему письмо через своего слугу с просьбой об исцелении. Спаситель, взяв плат, отерся им, изобразив на нем лик Свой и послал его к Эдесскому князю. Авгарь обмазав с благословением образ Христа, практически исцелился от болезни, а завершил исцеление ап. Фаддей (из числа 70-ти), который крестил Авгаря с его домашними. О самом Авгаре как христианине говорит церковный писатель Юлий Африканский в 215 году. Впервые о самом образе упоминает Моисей Хоренский (армянский историк) в сер. 5 в. Сам же образ видело множество христиан. В 944г. этот образ был перенесен в Константинополь, и следы его теряются только в 1204г. при захвате Константинополя крестоносцами.

Подробнее...

Почему православные молятся Богоматери и святым?
 
Константин Матаков
 
 

(К) - Я еще могу понять, что можно изображать Христа, ведь Он - наш Спаситель. Но Вы все время говорите, что изображать нужно и святых и даже ведете речь о поклонении им. Но они не боги! И им нельзя поклоняться, не нарушая 1-й заповеди. Только Христос нас спас и никто другой. Вы утверждаете, что между Богом и человеком есть ряд посредников, что совершенно излишне. Такое посредничество святых, как правильно замечал Лютер, отдаляет верующих от Христа, ибо почитание святых закрывает от них Христа. Кроме того, почитание святых является унижением заслуг Христа. Таким образом, почитание святых вносит политеистический элемент в христианство.

Подробнее...

Чем отличается православная вера от западных исповеданий
 
Антоний (Храповицкий), митр.
 

   
    Запад берёт из христианства то и настолько,
    что и насколько совместимо с условиями
    современной культурной жизни.
 
    На такой вопрос многие из русских образованных людей скажут — обрядами. Нелепость подобного ответа до того очевидна, что он не заслуживает и внимания. Однако, немногим ближе к истине иное суждение, которое присуще людям богословски-просвещённым. Они скажут вам о filique, о главенстве папы и других догматах, кои отвергаются православием, и о тех догматах, — общих православию и латинству, — которые отвергают протестанты. Выходит, что православие лишено содержания, составляющего его исключительную принадлежность, одинаково чуждую европейским исповеданиям. Между тем историческое происхождение последних, выработавшихся одно из другого, заставляет думать, что все они одинаково чужды тех или иных сокровищ Христовой истины, потому что сомнительно допустить, чтобы из ереси могла выработаться другая, не сохранив в себе известной доли первой и не возвращаясь всё-таки к истинной Церкви.

Подробнее...

Значение апостольского преемства в инославии

Сергий (Страгородский), патр.

   
 
    I
    Авторитет нашей современной церковной иерархии, ее права и полномочия, именно как иерархии богоучрежденной, покоятся на историческом факте ее преемства от апостолов. Таково учение Православной Церкви в настоящее время, таково было ее учение и в древности, в период Церкви “нераздельной”, как принято выражаться в богословской литературе Запада. Неудивительно поэтому, что и отделившиеся от Церкви инославные общества, не желающие порывать со своим церковным прошлым (как порывают протестанты), сохраняют это учение и очень дорожат апостольским преемством своей иерархии, если могут его доказать. Вопрос об апостольском преемстве неизбежно возникает и при всяких попытках воссоединения инославных обществ с Православной Церковью или, как любят ставить дело опять-таки на Западе, при суждении о правах той или другой самозарождающейся “Церкви” (Старокатоличество и т. п.) на признание в качестве составной части Церкви Вселенской. Об англиканской, например, иерархии имеется целая богословская литература, причем и противники признания этой иерархии, и защитники ее одинаково исходят из вопроса об апостольском преемстве; первые отрицают это преемство у названной иерархии, а вторые — доказывают его.

Подробнее...

Христианства нет без Церкви
 
Иларион Троицкий (священномученик)
 
troizky-ilarion
"Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь".

Так в девятом члене Символа веры исповедует каждый православный христианин свою веру в великую истину Церкви.

Подробнее...

Иконопочитание в Православии

Икона в Библии (из книги "Протестантам о Православии. Наследие Христа")

Андрей Кураев

kuraev

Любой критик Православия должен продумать одно очевидное обстоятельство: нам уже две тысячи лет. Две тысячи лет христиане вчитываются в свою Книгу; две тысячи лет лучшие умы человечества думали над ней. Поэтому неумно, случайно набредая в Библии на какое-то неудобовразумительное место, вопиять об обнаруженном «противоречии» или глупости. Христианские богословы наверняка еще в древности обращали внимание на это место и давали ему интерпретацию, соответствующую целостному общебиблейскому контексту. Наивно, например, думать, что никто из православных за эти двадцать веков так никогда и не задумался над тем, что на прошлой неделе узнали мальчики из «Церкви Христа»: оказывается, в Библии есть заповедь «не сотвори себе кумира», которая, мол, злостно нарушается православными иконописцами.

Подробнее...

Святые, как знак исполнения Божия обетования человеку
 
svt
 
Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной Академии

1. Сущность религии обычно, и справедливо, усматривается в единении человека с Богом, духа человеческого с Духом Божиим. Каждая религия указывает определенный путь к достижению этой цели, предлагает и соответствующие средства. Однако всегда незыблемым остается постулат общерелигиозного сознания о необходимости духовного единства человека с Богом для достижения Вечной Жизни. Эта идея красной нитью проходит через все религии мира, воплощаясь в различных мифах, сказаниях, догматах и подчеркивая в разных планах и с различных сторон безусловную значимость и первичность Духовного Начала в обретении человеком вечного блага и, следовательно, окончательного определения им смысла жизни. Сам факт всеобщности религии в истории человечества и ее изначальности свидетельствует не просто о теоретической удовлетворительности этой идеи, не только о Боге как безусловном Источнике всякой жизни и всякого блага, но, отсюда, и о глубоком соответствии религии природе человека, о всесторонней ее оправданности в историческом, социальном и индивидуальном опыте.

Подробнее...

Православие - протестантизм: в чем отличие?
 
bible-reading
 
Очень познавательная беседа о. Андрея Кураева об основных различиях Православия и Протестантизма.
О монашестве
 
mona
 
Беседа о монашестве Андрея Кураева
 
Зачем протестантский пастор принял Православие?
 
obshhestve
 

Мой путь к Богу

ras
 
Интересная история прихода к Богу и прихода в Церковь о. Станислава Распутина, миссионера из Петрозаводска

Подробнее...

У стен Церкви
 
С.И. Фудель
 
u-sten-cerkvi
«У стен Церкви» — может быть, главная книга православия в XX веке. Во всяком случае самая показательная. Фудель — сын выдающегося дореволюционного священника, представитель русского религиозного Ренессанса, исповедник (сидел за веру в лагерях), знакомый множества праведников, подвижников и исповедников. Весь этот огромный опыт вошел в «У стен Церкви». Фудель составил свою книгу как цепочку воспоминаний, перемежающихся короткими размышлениями, заметками, зарисовками. «У стен Церкви» вобрали в себя выступления Флоренского и Литургию в тюрьме, кровь мучеников и молитвы затворников, Церковь святых и «темного двойника» Церкви, опыт веры в двадцатые годы и веры в шестидесятые... «У стен Церкви» — как бы памятник гонимого православия.
О началах жизни
 
игумен Никон (Воробьев)
 
o-nachalah-zhinzi
 
Об авторе

Игумен Никон (в миру Воробьев Николай Николаевич) - монах, священнослужитель, узник сталинских лагерей, духовный писатель, известен своими многочисленными письмами к своим духовным детям. Игумен Никон продолжал традицию Игнатия (Брянчанинова): акцент на трезвении, покаянии, борьбе со страстями.

Его духовный сын, профессор А. И. Осипов рассказывал о игумене Никоне: «Это был человек очень образованный. Достаточно сказать, что он выучил немецкий и французский только для того чтобы читать философские труды в подлинниках. Он был прекрасным художником, играл на альте, пел в хоре, был регентом. Вообще был человеком универсальных дарований. Великолепный стилист. Прекрасный дар слова. И он всё это оставил, приняв в 31 г. монашество. Вы понимаете, что такое принять монашество в 31 г.? Надо быть сумасшедшим. Через 2—3 года его арестовали. Он завещал всем в руководство творения свт. Игнатия (Брянчанинова). «Для нашего времени, — говорил он, — нет лучшего руководителя в духовной жизни». Последнее, что сказал Никон (Воробьев), его завещание: «сейчас время осуждения, неприязни, зависти». И он буквально умолял: «жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он. Я уже боюсь сказать "любите", слишком высоко — жалейте"».

Подробнее...

Почему православного священника зовут "батюшкой"?
 
pokayanie
Психологически понятно желание протестантских проповедников уличить православных в возможно большем числе грехов и нарушений библейских установлений. Психологически это понятно – но вряд ли христиански оправдана установка на высматривание греха и на максимально негативное толкование «непонятных» действий других христиан. Среди этих упреков самый странный – это обвинение православных в том, что они называют священников «отцами» вопреки совершенно вроде бы ясным словам Спасителя: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9).
Православие и Библия
 
Питер Гиллквист
 
gillquist
Ни для кого не секрет, что при изучении истории Церкви наталкиваешься на одно запретное для многих евангелических протестантов слово. Чтобы немного пояснить вам, о чем идет речь, давайте назовем его словом на букву «П» — Предание.

Вполне можно сказать, что в современном евангелизме развилась традиция отрицания предания. И не без некоторых оснований. История эта восходит еще к реформации. Большая часть того, что люди типа Лютера и Кальвина презирали в римской церкви, существовало под названием Предания.

И мы на пути к православному христианству встречали аргументы Реформации, основанные на противопоставлении Библии и Предания. Поэтому нас беспокоило то, что слово «Предание» так часто употреблялось в самой истории ранней Церкви. Причем для каждого, кто его употреблял, оно было действительно значимым. Мы выступали не против буквального смысла слова «предание»: передача наследия от поколения к поколению. Наши возражения были связаны с неспособностью традиционализма адаптироваться к необходимым изменениям.

Подробнее...

Загробная жизнь

Фомин А.В.

rostok

Книга о том, как живут за гробом умершие и как будем жить и мы после нашей кончины, с описанием того, что душа испытывает, слышит и видит вокруг себя в тот страшный момент, когда исходит из тела, и в какие места переселяется.

Подробнее...

О православном почитании Божьей Матери
 
прот. Вячеслав Рубский
 
    «Она взошла к Богу Сыну ступенью смирения потому, что смирением сделалась достойною быть Матерью Его» (Св. Димитрий Ростовский).
Иллюзия Православия
 
 
Беседа профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова