Апологеты. II—III века

 
apolog
 
Апологе́т (от греч. ἀπολογία — апология — защитительная речь) — историческое название преемников Апостолов и Мужей Апостольских — пытавшихся обосновать христианское учение и открыто защищавших его от критиков в период II—III столетий нашей эры раннехристианских писателей (Аристид Афинский, Кодрат Афинский — одновременно и Апостол от семидесяти, и апологет, Аристон Пелльский, Иустин Великий — наиболее значительный, автор апологий, давших название этому поколению, Феофил Антиохийский, Афинагор Афинский, Мелитон Сардийский, Клавдий Аполлинарий, Мильтиад, Тертуллиан, Эрмий, Ириней Лионский, Татиан, Пантен, Климент Александрийский, Ориген и др.)
 
 
Послание к Диогнету
 
«Послание к Диогнету» (120/210 гг.) — короткий апологетический трактат неизвестного автора, может быть, величайший в своем жанре. Открытый в XX веке, стал одним из самых цитируемых патристических источников. Диогнет, если он не чисто литературный персонаж, — некий знатный язычник.
"Послание к Диогнету" с необыкновенной ясностью, четкостью и силой фиксирует основ...
Против Маркиона в пяти книгах
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс
 
Если Бог добр, то почему Он допускает зло? Почему так отличаются «образы» Бога в Ветхом и Новым Заветах? Не потому ли, что «Богов» — два? Не стоит ли ради верности Евангелию отбросить Ветхий Завет?
Эти вопросы (или искушения) будут существовать всегда, пока существует христианство. Во II веке все более «ярко», полнее всего их выразил Маркион.
«О Пасхе» и другие творения
Мелитон Сардийский, святитель
 
«Подвесивший землю — подвешен, Утвердивший небеса — пригвожден, Укрепивший все — укреплен на Древе, Владыка — презрен, Бог — убит, Царь Израильский — уничтожен десницей израильтян», — Мелитон Сардикийский «Слово о Пасхе».
Святитель Мелитон в своем творчестве решал проблему соотношения Ветхого и Нового Заветов, развивал типологический метод экзегезы, затрагивает про...
Апология
Аполлоний Римский, мученик
 
«Я люблю жизнь, но любовь к жизни не заставляет меня бояться смерти. Нет ничего лучше жизни — жизни вечной, дающей бессмертие душе, которая жила здесь достойно» — так Аполлоний выражает смысл христианского мученичества. Аполлоний (ум. между 180—192 гг.) — римский сенатор, мученически погибший за веру. Аполлония судил сенат и приговорил к отсечению головы. «Апология» — запись ег...
«О Началах», «О молитве», «Против Цельса» и другие труды
Ориген Александрийский
 
Место Оригена Александрийского в истории богословия невозможно переоценить. По большому счету, все богословие эпохи Вселенских Соборов принадлежит его следу (как минимум в темах).
«Апология» и другие творения
Иустин Философ, мученик
 
Святой Иустин в своем философском поиске пережил конфликт античного и христианского пониманий философии: как абстрактного мышления и опытного экзистенциального познания. Философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Евангелию). Философ-Мученик развивает учение о Боге как Творце мира,...
Аристид Философ. Апология Адриану. Отрывок Апологии

В перспективе христианской историософии, выражающуюся в синергии Бога и человечества, которая определяет ход и смысл истории, Аристид развивает свою апологию. Развивая мысли ап. Павла, Аристид Философ критикует язычество за то, что оно переложило почитание Творца на творение, сначала на мир материальный, потом на душевный: так язычество перешло к человекобожию — поклонению чело...
Киприан Карфагенский. Творения
 
Святитель Киприан Карфагенский ввел в русло Предания богословие Тертуллиана. Внес огромный вклад в решение некоторых канонических и дисциплинарных вопросов. Великий богослов, развивавший экклесиологию. Церковь, по учению Киприана Карфагенского, есть «место», где человек встречается с Богом. Человек входит в Церковь Крещением. Природа Церкви евхаристична. Киприан Карфагенский, а...
Иаков Низибийский. Творения
 
«Месопотамский Моисей», епископ города Нисибис, учитель Церкви. Родился в середине III в. в семье армянского удельного князя, умер около 338 г. Получил хорошее образование, с детства проникся тягой к христианству. В молодые годы оставил мир и стал вести жизнь подвижника в уединенных горных и лесных местах. Около 290 г. был избран епископом города Нисибис в Месопотамии. В царств...
Ипполит Римский. Творения
 
(ок. 170—236) — св. епископ-мученик; богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. Боролся с ересями, г. о. тринитарными. В вопросах дисциплины и этики Ипполит Римский крайне ригористичен (в одно время даже отделился от Церкви из-за своей излишней строгости). Прекрасно знал греческую философию, находился под влиянием александрийского богословия. «Синтагма» ...
Григорий Неокесарийский. Творения
 
В немногочисленных сочинениях святителя Григорий Неокесарийского выражено главным образом тринитарное учение. Его Символ веры — квинтэссенция доникейской триадологии. Богословие апофатично неокесарийского чудотворца: Бога не только нельзя познать, но и воспеть достойным образом, но Он бесконечно близок нам, Его щедрость распространяется на все сущее. Григорий Неокесарийский осо...
Мефодий Патарский. Творения
 
Творчество святителя Мефодия Патарского носит полемический характер. Боролся с языческой философией, ересями, оригенизмом (хотя и принадлежал к александрийскому богословию). Основные предметы критики Мефодия Патарского в оригенизме: умаление тела и совечность мира Богу. Самое известное его произведение — «Пир десяти дев» — по форме подражание платоновскому «Пиру», основная тема...
«Строматы» и другие творения
Климент Александрийский
 
Творчество Великого Александрийца — попытка концептуализировать христианскую веру на языке тогдашних интеллектуалов. Климент Александрийский высказывает часто рискованные мысли, опасно сближающиеся с неоплатонизмом и гностицизмом. Тем не менее его труд по христианизации античной философии послужит фундаментом для последующей святоотеческой мысли.
В собрание творе...
Корнелий Римский. Послания
 
В споре о падших защищал (вместе с Киприаном) позицию милосердия и прощения к тем, кто отрекся во время гонений. Позиция Христовой любви и смирения возобладала благодаря этому святому Папе. Здесь приводятся его «Послание Киприану Карфагенскому» и «Послание Фабию, епископу Антиохийскому».
Дионисий Александрийский. Творения
 
Здесь представлены послания Дионисия Великого к Новациану, Василиду, Домицию и Дидиму, Фабию Антиохийскому. Здесь же фрагменты «Толкования на книгу Иова».
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику
 
«Послание к Автолику» Феофила Антиохийского представляет собой целостную систему: критика язычества, изложение христианского вероучения, этика. В «Послании к Автолику» впервые встречается термин «Троица». Вообще «Послание к Автолику» принято считать довольно слабым творением, во многом вторичным. Тем не менее Керн (который поддерживает эту критику) писал о нем: «В своих описани...
Петр Александрийский. Правила из слова о покаянии
 
«Слово о покаянии» адресовано христианам, которые пытались избежать мученичества (иногда ценой отречения от Христа). При гонениях императоров Диоклетиана и Максимиана Петр Александрийский покинул город и странствовал по империи. Вернувшись в Александрию написал «Слово о Покаянии». «Слово о покаянии» адресовано христианам, которые пытались избежать мученичества (иногда ценой отр...
Оды Соломона
 
«Как ветер ходит в золотистых струнах / Псалтыри, и она поет, ему послушна, / Дух Господа в моих вещает членах,/ И я пою, в любви Его вещаю».

«Оды Соломона» (1/3 в.) — поэма анонимного автора. Атрибуция сочинения какому-либо древнему авторитету — ситуация нормальная для древности, где не существовало понятия об авторстве (грубо говоря это не ложь, а специальная т
...
Каноны святых Апостолов
 
(135—180 гг., окончательная редакция — 300 г.) — каноническо-литургическое сочинение, написанное в форме беседы апостолов. «Каноны» проникнуты мыслью о том, что Церковь земная есть отображение Церкви небесной, где царит стройный чин и лад. Такой же чин должен соблюдаться в земной Церкви. В таких рамках «Каноны» излагают христианскую этику (схожую с этикой «Дидахе») и нормы церк...
Письмо епископа Феоны к Лукиану
 
(кон. 3 в.) — наставления александрийского епископа Феоны знатному христианину Лукиану, начальнику придворных при дворе императора. По сведениям, приведенных в письме, можно предположить, что «Письмо епископа Феоны к Лукиану» было написано в начале правления императора Диоклетиана еще до того, как он начал гонение на христиан. Об авторе письма, Феоне, нам ничего неизвестно, кро...
Изречения Секста
 
Сборник афоризмов, относится к жанру «учительных книг», соединившем в себе традиции Ветхого Завета и эллинской философии. Сочинение авторитетное как на Востоке, так и на Западе. На «Изречения Секста» ссылались Василий Великий, Евагрий, Бенедикт, автор схолий к Ареопагитикам. Задача автора «Изречений Секста» «воцерковить» античную философию, главным образом в ее пифагорейской тр...
Поучения Силуана
 
(сер. 2 / сер. 3 вв.) — "Поучения Силуана" — книга, единственная из найденных в Наг Хаммади, носящая чисто христианский характер. Относится к жанру учительных книг, сформировавшимся на стыке античной философии и Ветхого Завета. Мысль «Поучений Силуана» христоцентрична, делается упор на кенозисе Бога, Его схождении во ад: смирением победил Господь «высокомерных тиранов» (грех, с...
Псевдо-Мелитон. Слово, сказанное в присутствии Антония Кесаря
 
«Слово, сказанное в присутствии Антония Кесаря» (нач. 3 в.) — ложно приписывалось Мелитону Сардикийскому. Известно еще как «Речь Мелитона Философа». Сочинение неизвестного автора, написано на сирийском языке, убеждает язычников в истинности единого Бога и бессмысленности их многобожия и идолопоклонства: «Идолослужение состоит в том, что человек оставляет то, что поистине есть, ...
Псевдо-Климент. 2-е послание к коринфянам
 
Авторитет Климента Римского побудил многих авторов подписывать его именем свои сочинения. «Второе послание к коринфянам» — примечательно своим учением о предсуществовании Церкви. На самом деле это не послание, а одна из первых дошедших до нас христианских гомилий (проповедей). Неизвестный автор «Второго послания к коринфянам» принадлежал по-видимому к обращенным из язычников. «...
Псевдо-Климент. Апостольские постановления
 
«Постановления святых апостолов через Климента, римского епископа и гражданина». Авторитет Климента Римского побудил многих авторов подписывать его именем свои сочинения. Апостольские постановления — написанный от лица Климента ранний кодекс канонического права (по мнению современных исследователей, составленный в Сирии ок. 380 г.)
Псевдо-Климент. Послание Иакову
 
Авторитет Климента Римского побудил многих авторов подписывать его именем свои сочинения. «Послание Иакову» — часть компилятивного сочинения «Климентины» («Псевдо-Климентины» — ведь автор этой книги не Климент и приведенное там описание его жизни не имеет с реальностью ничего общего) — объемного компилятивного труда, состоящего из ряда апокрифических богословских сочинений, в р...
Афинагор. Творения
 
По логичной стройности, ясности и четкости языка сочинения Афинагора явно превосходит аналогичные труды предшествующих греческих апологетов. Блестяще представил христианское вероучение как подлинную философию. В «Прошении за христиан» Афинагора Афинянина (иногда просто «Апология») разработано учение о Боге (в русле того, что сейчас бы назвали онтико-онтологической разницей), т...
Тахвиты
Афраат Персидский
 
«Без сомнения, возлюбленный, весь Закон и пророки висят на двух заповедях. А если кто сомневается, то — как говорит наш Спаситель, — ни Тора ни пророки не смогут убедить его. Итак, наш Спаситель сказал, что Тора и пророки висят на этих двух заповедях: Да возлюбит человек Господа Бога своего от всей души своей, и от всей силы своей, и от всего существа своего. И да возлюбит еще ...
Ермий Философ. Осмеяние языческих философов
 
Уникальное в патристической литературе сочинение — сатира. Богословское значение «Осмеяния языческих философов» не велико, но Ермий Философ безусловно обладал творческой самобытностью. Вдохновленный христианским идеалом целостной истины, Ермий высмеивает противоречивость взглядов языческих философов, их неспособность прийти хоть к какому-нибудь результату. Надо отметить, что, н...
«Против ересей» и другие творения
Ириней Лионский, священномученик
 
Главным делом Иринея Лионского как богослова была борьба с гностицизмом, захлестнувшего тогда Церковь («Против ересей» — его главное сочинение и одно из главнейших Церкви). Ириней Лионский противопоставил гностическому эзотеризму, лишавшему большинство людей духовного знания, равнодоступность Божественного Откровения, усвояемого в зависимости от свободы и желания человека, а не...
Гай Римский. Фрагменты
 
Фрагменты полемических работ Гая Римского «Диалог с Проклом Монтанистом» и «Против ереси Артемона», сохраненных в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского.
Творения
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс
 
Сочинения Тертуллиана отличаются пылким, живым языком, какой-то яростностью, бескомпромиссностью, парадоксальностью, глубиной мысли. Тертуллиан предвосхитил халкидонскую христологию и тринитарную терминологию Вселенских Соборов, известен своим противопоставлением Афин и Иерусалима. Принадлежит к типу экзистенциальных мыслителей.
Тертуллиан кардинально отличается ...
Лактанций. Творения
 
Литературное наследие Лактанция — классический образец латинской христианской патристики, и шире — всей позднеантичной литературы. Как пишет Майоров задачей Лактанция было «оправдать христианство в глазах еще привязанной к античным ценностям римской интеллигенции», что обусловило «интеллектуально привлекательную и литературно совершенную» форму его сочинений.
Марк Минуций Феликс. Октавий
 
«Октавий» или «Октавиан» — апологетический трактат Марка Минуция Феликса, написанный в форме диалога. Первая попытка такого рода на Западе. «Апологетик» Тертуллиана частично основан на «Октавии» Феликса. В сущности это даже не диалог, а обмен речами. «Октавий» Марка Минуция Феликса состоит из речи язычника, повторяющего традиционные обвинения в сторону христиан: противоречивост...
Татиан. Речь против эллинов
 
«Речь против эллинов» Татиана Ассирийца — по форме апология, по сути — целостная мировоззренческая система. Написана горячим эмоциональным языком, упругими и энергичным стилем. Несмотря на некоторую эклектичность, иногда на некорректность тона и многие еретические элементы (гностицизм) в «Речи против эллинов» Татиана Ассирийца встречается много интересных и глубоких мыслей (нап...
Эпитафия Аверкия Иерапольского
 
Самая ранняя идентифицированная христианская надпись. В житии святого Аверкия Иерапольского есть рассказ о чудесном перемещении святителя в Рим, для изгнания бесов из дочери императора. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на котором высек себе эпитафию. Эпитафия Аверкия свидетельствует о существовании в Церкви во II в...
Юлий Африкан. Творения
 
В собрание Илия Африкана вошли: «Историография», «Мученичество святой Симфорозы и ее семерых сыновей», «Послание к Аристиду», «Послание к Оригену», «События, происшедшие в Персии во время воплощения Господа нашего Иисуса Христа».
Антология восточнохристианской богословской мысли
Беневич Григорий Исаакович
 
Первый том антологии восточнохристианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В двух т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. В первый том вошли сочинения более чем двадцати пяти авторов II—VI вв. Проблематика тома охватывает полемику с гностицизмом, формирование основ церковного вероучения, оригенизм, триадологические и христологи...
Александр Иерусалимский. Фрагменты
 
Александр Иерусалимский — святой II века, мученик, ученик Пантена и Климента, почитатель и покровитель Оригена. Из его творений известны лишь отрывки, приводимые у Евсевия и у блж. Иеронима (De viris illustribus). Это в основном письма, адресованные христианам Антиохии, Антинои Египетской, Оригену и Димитрию Александрийскому.
Анатолий Лаодикийский. Фрагменты
 
Анатолий Лаодикийский — святой III века, знаменитый своей ученостью (в частности, как преподаватель философии Аристотеля). Среди его творений упоминаются «Каноны о Пасхе» и «Введение в арифметику», однако до нас дошли лишь фрагменты.