СТАТЬИ
 
Почему христиане борются с ересями

Виталий Питанов
 
Одна из самых популярных идей, распространенных среди либерально настроенной интеллигенции, не равнодушной к религиозным исканиям, заключается в убеждении, что все религии ведут к одному и тому же Богу, и все различия в религиях лишь в словах и формах выражения почитания одной и той же духовной реальности. Из этой идеи вырастает тезис о том, что любая попытка христиан указать на свою инаковость и духовную несовместимость с иными религиями, есть признак невежества. Попытка христиан бороться за чистоту своего вероучения с ересями, при таком подходе, объявляется религиозными либералами  нетерпимостью к инакомыслию и проявлением невежества. Но действительно ли все равно во что верить? И есть ли у христиан причины бороться с ересями и еретиками? Попытаемся в этих вопросах разобраться, для чего познакомимся со значением слова «ересь» в греческом языке, узнаем, в каких значениях используется это слово в Новом Завете,  разберем несколько древних ересей, возрожденных современными сектами. И зададимся вопросом: какова связь между теорией и религиозной практикой? Начнем наше небольшое исследование с определения слова «ересь».

Подробнее...

О ереси
 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
 
I. Ересь - ложное учение о христианстве
 
 Ересь - слово греческое (airesiz) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересию (Деян. 28, 22). Но впоследствии название "ересь" усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви.

Подробнее...

О невозможности спасения иноверцев и еретиков
 
Свт. Игнатий (Брянчанинов) 
 
Достойное горькаго рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти безпрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противуположным, точно утешительным зрелищем! редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине, и именем, и самим делом.
          
Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишете вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Да! это противно даже здравому разуму человеческому! – А еретики – те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими - это безумно, и крайне гордо!”
   
Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения.

Подробнее...

О прелести
 
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
 
Духовная прелесть (от слов "прельщение", "лесть") - самое опасное из последствий действия страсти гордости в человеке. Это ложное духовное состояние, "повреждение естества человеческого ложью" (Святитель Игнатий Брянчанинов), ложное видение себя и своих поступков. В прелести находятся все люди, только в разной степени, хотя бы уже в том, что грешат и не каются, не видя своих грехов и считая себя свободными от прелести.

Подробнее...

О страданиях христиан последних времен
 
carrying-the-cross-daily
 
Просили у Господа два возлюбленные Его ученика престолов славы, — Он даровал им Чашу свою (Евангелие от Матфея 20:23).

Чаша Христова — страдания.

Чаша Христова доставляет на земле причастникам своим участие в благодатном царстве Христовом, приготовляет для них на Небе престолы вечной славы.

Все мы безответны пред Чашею Христовою; никто не может жаловаться на нее, отказываться от нее: потому что Заповедавший вкушение ее Сам прежде всех испил ее.

Древо познания добра и зла! Убило ты в раю родоначальников наших, обольстив их прелестями чувственного наслаждения и прелестями разума. Христос, Искупитель погибших, принес на землю, к падшим и изгнанникам, Свою спасительную Чашу. Горечью этой Чаши истребляется в сердце преступное, убийственное наслаждение греховное; смирением, обильно из нее точащимся, умерщвляется гордый плотский разум; пьющему ее с верою и терпением возвращается жизнь вечная, отнятая и отнимаемая у нас вкушением плода запрещенного.

Чашу Христову, чашу спасения прииму!

Подробнее...

По чему могу знать, что ты верный?
 
skorp
 
«Он , — говорит ангел, —
спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). И здесь возвещается нечто чудное;
благовествуется освобождение не от чувственных браней, не от варваров, но — что
гораздо важнее — освобождение от грехов, от которых прежде никто не мог освобождать.
Для чего же, спросят, сказал: «Людей Своих», а не присовокупил — и язычников? Чтобы не
изумить вдруг слушателя. Разумному слушателю он дал разуметь и о язычниках, потому что
люди Его, суть не одни иудеи, но и все приходящие и приемлющие от Него познание. Смотри
же, как открыл нам и достоинство Его, назвавши иудейский народ людьми Его. Этим ангел
показывает то именно, что рождающийся есть Сын Божий, и что он говорит о горнем Царе, так
как, кроме этого единого Существа, никакая другая сила не может отпускать грехи. Итак,
получив таковой дар, примем все меры, чтобы не поругать столь великого благодеяния. Если
наши грехи достойны были наказания и прежде такой чести, то тем более достойны после
такого неизреченного благодеяния.
О следовании за Господом Иисусом Христом
 
carrying-the-cross-daily
 
«Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Евангелие от Иоанна 12:26), сказал Господь. Каждый христианин, обетами, произнесенными при святом крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин.
 
О любви к Богу и ближнему
 
bryanchaninov-love
 
Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?

Любить – блаженство; ненавидеть – мука.

Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему (Евангелие от Матфея 22:40).

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе – Бог.

 

Подробнее...

Слова утешения больным и скорбящим
 
(составлено по трудам и письмам Игнатия Брянчанинова)
 
man-praying
 
Крест - знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатию запечатлевает Христос Своих! этот знак изображают на возлюбленных Божиих Ангелах Бога Вседержителя! "Если ж ты видишь кого,- сказал преподобный Марк Подвижник,- проводящего жизнь бесскорбную, в постоянном благоденствии,- знай: его ожидает по смерти суд немилостивый". Все святые признавали за непреложную истину, что тот, который проводит жизнь бесскорбную,- забыт Богом. Не ищи, говорит один из них, совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в кресте Христовом! Какие бы добродетели ни были совершаемы святыми, они считали их неполными и недостаточными, если их не увенчал крест Христов, не запечатлела, не засвидетельствовала печать Христова.

Kому посылаются скорби, тот, значит, есть часть Божия; а кому идет все как по маслу, – тот часть диавола. А когда Господь восхощет взять его из части диаволовой, то взимает посланием скорбей. Скорби – чаша Христова на земли. Кто на земли участник чаши Христовой, – тот и на Небе будет участником этой чаши. Там она – непрестающее наслаждение.

Подробнее...

О подвиге любви
 
crusifixion
 
Эту беседу я хочу посвятить людям, точнее, одному святому русской земли и одной женщине, которая никем сейчас не вспоминается, кроме двух людей, чью жизнь она спасла, и очень немногими, кто об этом знает...

Первый, о ком я хочу сказать, это очень юный русский князь конца 12 века, Михаил Муромский. Его отец был христианин; вся семья не только крестилась, но крепко, всерьез уверовала в Евангелие и во Христа. Правил его отец Муромской областью; окружена она была целым морем еще не уверовавших и не крестившихся языческих племен. И вот загорелась война; в течение короткого времени племя, напавшее на Муромскую область, было разбито, его остатки закрылись в городище, чтобы до последнего защищаться.

Подробнее...

ДВЕ МИССИИ - НАЙДИ 10 ОТЛИЧИЙ

Александр Пермяков
 
Некоторые мысли о том, с чего начать эффективную миссию
 
Почти 10 лет я изучал историю христианских миссий. За 2000 лет христианства возникло множество форм миссионерской работы. Однако все эти формы можно отнести к одному из двух видов миссии: МИССИЯ ОБЩИНЫ и МИССИЯ ХРИСТИАНСКОГО ОБЩЕСТВА. В чем разница между ними?
"Только Писание". Несостоятельность протестантской точки зрения на Священное Писание
 
Джон Уайтфорд
 
sola
 
Введение

С тех пор как я обратился из евангелических христиан в православную веру, я часто замечал, что среди людей, рожденных и воспитанных в православии, сам факт обращения протестанта вызывает удивление. И это вовсе не потому, что они сомневаются в правильности своей веры; просто им кажется невероятным, что всем известное протестантское упорство в собственных заблуждениях могло быть поколеблено.

В конце концов я понял: большинство православных имеет весьма смутное и ограниченное представление о том, что такое протестантизм и каковы его корни. Таким образом, когда исконные православные спорят с протестантами, они, как правило, не понимают друг друга, даже когда употребляют одни и те же слова, - ибо говорят они на разных богословских языках, другими словами, у них нет общего богословского базиса, который позволил бы им обсуждать то, что их отличает друг от друга. Конечно, если принять во внимание, что в настоящее время существует более двадцати (!) тысяч различных протестантских деноминаций, единственная общая черта которых состоит в том, что каждая из них претендует на исключительно правильное понимание Библии, то можно только посочувствовать тем, кто хочет в этом разобраться.

Подробнее...

АПОКАЛИПСИС МЕЛКОГО ГРЕХА
 
Иоанн Шаховской
 
c6e0ee087e29
 
Сборник поучительных писаний Архиепископа Иоанна (Шаховского), который мы предлагаем читателям – об апокалипсисе, совершающемся в каждом из нас, об апостасии (отступлении), которое берет начало в наших сердцах, поглащенных самолюбием, самоублажением, саможалением. Не видим „мелких» грехов, привыкли к ним, и они легко, почти нечув ствительно сталкивают нас с единственного, узкого пути, коварно подставляют ножку, „мягкой» лестью принуждают к незаметному рабству.

Подробнее...

Сектантство в Православии и Православие в сектантстве

 
Иоанн Шаховской
 
shahovskoj

Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного» – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды – внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям.

Подробнее...

Церковь одна
 
Алексей Хомяков
 
khomyakov
Хомяков Алексей Степанович (1804-60), выдающийся русский православный богослов, историк, публицист и поэт, представитель раннего славянофильства.

Святость человека в православной аскетической традиции

А.И. Осипов

osipov

БОГ И ЧЕЛОВЕК

Факт изначальности и всеобщности религии в истории человечества свидетельствует не просто о теоретической удовлетворительности идеи Бога как безусловного Источника всякой жизни и всякого блага, но и о глубоком соответствии религии природе человека, о всесторонней ее оправданности в историческом, социальном и индивидуальном опыте.

Подробнее...

Путь к святости
 
А.И. Осипов
 
svjatost
Как точно показаны главные пороки человека в искушениях Христа во время Его 40-дневного поста! Дьявол предлагает Ему камни превратить в хлебы; дать все царства мира за поклонение себе; и, наконец, совершить уже откровенно безумный поступок: чтобы показать Свое Божественное достоинство, гордо броситься с крыши храма. Любимый ученик Христа апостол Иоанн в этих искушениях видит выражение самой сущности т. н. мирского содержания жизни, оторванной от мысли о Боге. Он пишет:все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего (1Ин. 2: 16).

Подробнее...

Человек будущего
 
Андрей Ткачев
 
andrej tkachev
Захотелось мне однажды нарисовать словесный портрет идеального молодого человека. Или молодого человека, стремящегося к идеалу. Зачем? Затем, что ближайшее будущее находится в руках молодых людей. Будущее Церкви — тоже...
О патриотизме, Родине, войне...
 
mogily
Недостаток духовности заставляет человека искать своё человеческое достоинство (свою точку сборки) в области примитивной народной антропологии: человек тогда человек, когда герой. И вот, сотни ребят искренно полагают, что становятся кем-то, умерев за нефтяные, земельные и прочие бизнес-угодья г-на N или г-на Х. Таким образом, войну очень трудно воспринимать как экономическое решение, но она в 99% именно такова. Миллионы долларов вкладываются в популяризацию идеи смерти «за Родину» (особенно за последние годы в России). Война романтизируется, превращаясь в величественную богиню Афину (богиня войны и мудрости).

Молись за умерших

Булгаковский Дмитрий, протоиерей

kladb

Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господня, была внесена молитва за умерших.

Св. Дионисий Ареопагит в книге «О церковной иерархии» пишет: «Священник со смирением должен молить благодать Божию, да отпустит Господь усопшему грехи, происшедшие от человеческой немощи, и да вселит его в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова».

Тертуллиан в книге «О венце воина» говорит: «Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались».

Св. Киприан, епископ Карфагенский, в пятом поучении, в котором изъясняет литургию, говорит: «Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся о умерших св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва святой и страшной жертвы, на алтаре предложенной».

Подробнее...

ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ ДУШИ

Профессор А.И. Осипов

sosh

Кто не наблюдал в Пасху, как вереницы людей тянутся на кладбища, на родные могилы? И хотя этот обычай – вместо храма в Светлое Христово Воскресение идти на кладбище – утвердился в советские времена (у православных есть особый день пасхального поминовения усопших – Радоница), знаменательно, что почему-то и люди не церковные стремятся помянуть своих усопших именно в светлые дни победы над смертью. Им хочется верить, что родные люди остались с ними, что они живы.

Все они конечно же живы – но живут иной жизнью, не той, которой живем мы с вами сейчас, но той жизнью, к которой мы придем в свой срок, да и все рано или поздно придут. Поэтому вопрос о той – иной – жизни, которая является жизнью вечной и которую мы празднуем, отмечая Пасху – Воскресение Христово, особенно близок для нас, он касается не просто нашего ума, но, может быть, в большей степени касается нашего сердца.

Близко нашему сердцу и хорошее слово, которое звучит в храме, - «усопшие». Слыша его, хочется думать не о конце, а о некоем сне. Как же это слово отлично от той терминологии, которую мы слышим вне церковных стен! И конечно же всегда возникает вопрос: а что там?! Нет таких людей, которых бы это не интересовало.

Подробнее...

Ненависть к Богу как доказательство Его бытия
 
Константин Матаков
 
vzryv-cerkvi
В своих воспоминаниях известный поэт Ходасевич пишет, как в конце 1921 года он встретился в Петрограде с неким Александром Тиняковым, поклонником Брюсова и посредственным стихотворцем:
 
«Приехал он прямо из Казани, где оказывается, года два редактировал газету.
 
- Значит, вы теперь коммунист? - спросил я.
 
- Нет, но мне с большевиками по пути, поскольку они отрицают Бога. Бога я ненавижу, Владислав Фелицианович, - прибавил он конфиденциальным тоном.
 
- А Бабу-Ягу?
Об Окровении: истинном и ложном
 
А.И. Осипов
 
otkrovenie
Одной из важнейших и неотъемлемых положений любого религиозного учения является вера в возможность и необходимость Божественного Откровения. В каждой религии учение о нем имеет свои особенности.
О смерти младенца Оли и неправоте атеизма
 
Константин Матаков
 
Здесь не будет наукообразной апологетики или рациональных богословских рассуждений на тему «Бог и мировое зло». Просто. Просто 23 декабря 2015 года в новосибирской клинике умерла после долгой болезни 6-летняя девочка Оля Пипич. С раннего младенчества ей был поставлен диагноз «Приобретенная прогрессирующая гидроцефалия (водянка головного мозга)».  Деньги на операцию собирали все, кто мог. В 2015 году в Новосибирске была проведена операция по кранеопластике (коррекции черепа): удалили верхнюю часть черепа высотой до 10 см, выкачали более 2 литров ликвора (жидкости). Были надежды на улучшение, но смерть оказалась сильнее. Что мы можем сказать: только помолиться Богу о новопреставленном младенце..
"Разбил окно сектанту? Наш человек!"
 
Сергей Худиев
 
Сергей Худиев
Достаточно ли быть пламенным борцом с сектантами и представителями других религий, чтобы называться православным человеком? О том, почему мы бываем склонны оправдывать «православную» ксенофобию, размышляет Сергей Худиев.
Христианство невозможно выдумать
 
прот. Андрей Ткачев
 
Христианство невозможно выдумать. Это не философия, не придуманный культ. Это факт, яркий, как вспышка. Имя этого факта звучит непривычно, странно, удивительно: Бог стал человеком. Если говорить словами Писания, то «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1: 14).
Память о Боге и память о смерти
 
Память Божия есть память любви.

Понятие памяти Божией уходит в глубину любви Божией. Оно так же глубоко, как понятие о самой молитве.

«Надлежит знать нам, — говорит св. Исаак Сирин, — что всякая беседа к Богу, совершаемая втайне, всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном… нарицается именем молитвы, и под сим именем сводится воедино, — будешь ли разуметь различные чтения, или глас уст в славословии Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопение, или все прочее, из чего составляется весь чин подлинной молитвы, от которой рождается любовь Божия…» (Добротолюбие II, 671).

Подробнее...

Они не услышали Патриарха
 
"Сегодня мы освятили воинский храм, который находится рядом с Академией Федеральной службы безопасности. Для того чтобы овладеть этой воинской профессией — защищать Родину в мирное время — разве не приходится от многого отказываться? И люди отказываются от того, от чего не отказываются их соседи по лестничной площадке, налагают на себя определенные самоограничения, понимая, что без этого нет движения к профессиональной вершине, невозможно решить задачи, которые перед тобой ставит служба. Казалось бы, прописные истины. Каждый, от школьника до альпиниста, понимает, что движение вверх требует сил и самоограничения. Если человек предается страсти стяжания, то он обязательно станет вором и коррупционером. Что помешает ему взять чужое или взять незаконно? Мысль о всеобщем благе? Никогда!" (http://www.patriarchia.ru/db/text/4425315.html)
Записи об апостольских посланиях
 
Сергей Иосифович Фудель
Image result for сергей фудель
Целью этих записей является желание передать не только и не столько свое понимание текстов апостольских посланий, сколько ту любовь, которая открывается к ним в душе современного христианина. Я убежден, что для спасения церковных людей нужен не либеральный, новейший экуменизм церковных верхов и не все та же древняя обрядовая косность или законничество православных низов, а только эта любовь, поскольку именно через нее в этих трепетных апостольских словах открывается как живая и духоносная и спасительная сила — первохристианство.