Торонтское благословение - Toronto Blessing

А. Новак


Феномен

Посетители богослужения начинают смеяться, плакать, дрожать и трястись, ведут себя как пьяные. Другие лежат на полу, один участник содрогался беспрерывно четыре дня подряд. Таких сведений появляется все больше. В Англии (idea spcktrum 26/94), в Швейцарии в Basileia-церквах и на детских богослужениях (idea spektrum 74/94). Эти феномены сопровождали и четырехдневный конгресс "Xund-94" (здоровье) в начале октября 1994 г. в Берне. Многие из трех тысяч участников тряслись, кричали, бесконтрольно смеялись и падали на пол (idea spektrum 123/94).

"Мы только сказали: "Дух Святой, приди!", и началось. Богослужение нарушилось. Это значит, не было проповеди, об этом нечего было и думать... В течение целой недели сходил "Дух Святой" с такой силой, что мы были неработоспособны. Например, администратор в регистратуре трясется и по сей день так, что ей приходится включать автоответчик. Другие сотрудники вздрагивают, подпрыгивают и трясутся... Первые три или четыре богослужения прошли в полном хаосе (Gemeinde-Erneuerung 53/94, доклад Мартина Бюллмана, руководителя "Basileia", Берн, после того как он посетил Торонто).

В Англии наблюдались даже случаи обморочных и истерических припадков. Болезненное вздрагивание, подпрыгивание, пританцовывание. Один англиканский священник катался по полу и ревел, как лев (Sunday Telegraph, 19 июня 1994 г.), слышались даже рычание и крик петуха. Один мужчина запел петухом, и это было истолковано как:

"Господь сказал: начинается новый день" (idea spektrum 44/94).

"В один из вечеров я проповедовал об аде. Везде начал прорываться смех. Чем больше я говорил людям об аде, тем больше они смеялись (Юлия Дуино Р. Хаверд-Браун, "Charisma", авг. 1994г., стр. 24).

Руководитель Немецкого евангельского союза пастор Рольф Хилле (Тюбинген), упоминает еще один поразительный случай, о котором ему рассказали (idea spektrum 7/95): "С тех пор происходили забавные вещи: Роджер и Зуе Митчелл, руководители ICHTHYS Christian Fellowship (Лондон), позвонили из Англии и попросили меня помолиться о них по телефону. Я сказал: " Положите трубку себе на голову ". Они сделали это, я дунул, и они оба упали под стол, опрокинутые силой "Духа Святого". Они пошли на конференцию ICHTHYS, где они дунули на целую группу руководителей церквей Англии, связанных с ICHTHYS. Какое наслаждение! Это новое движение "Духа Святого" передается. Наша дочь Лиз также, смеясь, приземлилась под кухонным столом, после того как я в телефонную трубку дунул на нее ".

Хочу привести свидетельство очевидца:

"20.10.94 мы посетили общину Wineyard- Fellowship, чтобы своими глазами увидеть " Торонтское благословение ". То, что мы увидели, было богопротивным и дьявольским. У нас было непреодолимое желание уйти, но мы заставили себя остаться. Первые 45 минут много пели. Пение сопровождали ансамбль и два солиста. Пели под оглушающую рок-музыку. Спели в общей сложности четыре песни, но каждую много раз. Припев первой песни повторили 30 раз. Люди размахивали руками, слышны были наводящие ужас выкрики. Если музыка становилась тише, слышно было бормотание, что, вероятно, должно было быть говорением на языках, К концу общего пения у многих можно было наблюдать судорожные, бесконтрольные вздрагивания тела, продолжающиеся весь вечер. Если проповедника били судороги, громко выкрикивал слова. Между двумя песнями одна из женщин имитировала роды. Ее крики и движения были настолько реальны, что мы временами думали, что у нее на самом деле начались схватки. Вперед вызвали четырех человек и попросили дать свидетельство.Им почти нечего был сказать, кроме разве того, что в них появилось столько любви для каждого после того, как они получили "благословение". Один мужчина сказал, что он в этот день получил дар пророчества. Кроме того, он сообщил, что у него появилось желание лечь на людей, получивших "благословение" и лежавших на полу, чтобы разделить с ними это переживание. Одну из женщин так сильно били судороги, что она выглядела пьяной: она с трудом переставляла ноги. Давая свидетельство, она и ведущий собрание отпускали шутки по поводу ее мнимого опьянения. Толпа безудержно смеялась, все напоминало комедию. Какой-то мужчина рычал, как лев. Затем ведущий призвал всех, кто не смог "поддаться духу" и получить "благословение", повторить за ним молитву. Во время молитвы сменяли друг друга такие фразы, как "Дать Богу разрешение убрать имеющиеся барьеры" и "суверенность Божия". Проповедовали в этот день из Ин. 20-23. Единственная мысль, которая была извлечена из этого текста, была та, чтобы мы могли другому оказать любовь... Во время проповеди он вдруг начал неестественно, бесконтрольно смеяться. Смех этот продолжался около пяти минут. Через два часа после начала собрании были убраны стулья, и те, кто желал получить "благословение", были выстроены по нанесенной на полу линии. Члены миссионерской группы, каждого сопровождал "ловец", подходили к этим людям и молились над ними, полагая им руки на голову или грудь... Некоторые из них лежали настолько спокойно, как будто спали, другие судорожно вздрагивали. В конце концов весь пол был устлан людьми. Лежали и женщины в платьях или юбках, и находились мужчины, которые поправляли их одежду. Обратили мы внимание и на то, что очень мало говорили об Иисусе. Говорили в основном об Отце, нередко называли Его "Великий Отец". Даже песня "Иисус любит меня" переделана на "Я знаю. Отец любит меня". Один-единственный раз был упомянут Господь и Его смерть, и то лишь в связи с любовью Отца. Ничего не сказано было ни о Крови Христа, ни о спасении. Неоднократно повторялось слово "покаяние", и опять-таки в смысле покаяния в том, что Богу не дано было разрешения разрушить преграду, которая препятствовала Богу прийти к человеку и дать ему "благословение" ("Canadian Revivalist", нояб. 1995, стр. 8-9).


Это "Торонтское благословение"!


Происхождение

Этот феномен наблюдался уже в 1991 г. у Клаудио Фрайдзона в Буэнос-Айресе, Аргентина. "Святой смех" упоминается у Д. Вилкерсона ("Крест и кинжал"). Массовым явлением оно было уже в 1983 г. То, что сегодня известно под названием "Торонтское благословение", было зарегистрировано 20 января 1994 г. в Торонто, а именно в Airport-Vineyard-Fellowship-церкви, пастором которой является Джон Арнот, который был близким другом Д. Уимбера. Джон Арнот был в поисках ноиого благословения для своей жизни веры, поэтому он собрался и посетил Бенни Хинна в Аргентине. Позже он узнал, что Рэнди Кларк, пастор другой Vineyard-церкви, пережил в своей церкви пробуждение. Причиной этому была молитва за него Роднея Хавсрда-Брауна. Так Рэнди Кларк был на 20.01.1994 г. приглашен в Торонто. Это была дата рождения "благословения из Торонто". И евангелист Клаудио Фрайдзон относится к этой же группе. И он чувствовал свой низкий духовный уровень и тоже обратился к Бенни Хинну во Флориде. Тот помолился о нем и дал ему "пророческое" наставление. И Тсрри Фирго позволил Роднёю Хаверду-Брауну благословить себя.


Родней Хаверд-Браун

Духовное "становление" упомянутых личностей содействует лучшему пониманиию "благословения". Родней Хаверд-Браун, родом из Южной Африки, "бармен Святого Духа", как он себя называет, пережил свое "крещение духом" уже в 8 лет. В 1979 г., восемнадцатилетним - свое вторичное "крещение духом" в Порт-Элизабет, Южная Африка. Тогда он молился: "Бог, или Ты сойдешь сегодня и прикоснешься ко мне, или же я умру и взойду к Тебе, чтобы прикоснуться к Тебе". Двадцать минут, к изумлению всех присутствующих, он кричал:

"Бог, я хочу Твоего огня!" Вскоре после этого события одна женщина, страдавшая от сильных болей, попросила его о помощи:

" Чувствовалось, будто кончики моих пальцев отделились и из моей руки выходил полный заряд помазания и силы Божиеи; он истекал конкретно из моей руки и конкретно в ее лоб, и тогда она начала корчиться на полу... " После этого богослужения Господь якобы сказал ему: "Призови всех, кто хочет получить благословение. Но будь очень осторожен..." Я взял палец, приложил ко лбу первому желающему и сказал: "Во имя Иисуса..." Выглядело это так, будто ангел палкой для игры в лапту ударил его сбоку по голове. Человек упал на пол. Я пошел по ряду: бам-бам-бам-бам. Весь ряд лежал, поверженный силой Божией..." (" Topic " 2/95).

В декабре 1987 г. "смеющийся евангелист", как его сегодня называют, приехал в США, но только спустя 2 года он пережил то, что позже вылилось в "Торонтское благословение".

"Сила Святого Духа снизошла без предупреждения. Люди падали со своих стульев и катались по полу. Даже воздух пришел в движение. Люди начали бесконтрольно смеяться, хотя не происходило ничего смешного... Чем меньше я проповедовал,тем большее число "спасалось" ("Journal", окт.-дек. 1994г.).

В дальнейшем этот феномен сопровождал его на его "евангелизационных" собраниях: в 1993 г. в Спрингхилл (Флорида) и в Лейкленд (Флорида). Здесь "заразился" и Буд Уильяме, пастор одной епископальной церкви. Последовало приглашение в Талсу (Оклахома), где он проповедовал в Центре Rhema Bible Training и в университете Орала Робертса. Здесь завязалось знакомство с Фрэнсис и Чарлзом Хантер, которые это "пробуждение" весной 1994 г. привезли в Англию. Отсюда, через Голландию, оно распространилось на всю Европу Сегодня эти манифестации в США, а также в мировом масштабе распространились почти на все деноминации.

Родней Хаверд-Браун был вторым пастором в "Rhema Wort-des-Glaubcns-Ministries" (Rcy McCaulcy). О нем говорят, что он повелевает людям смеяться. "Хо-хо! Ха-ха! - кричит он им. - Исполняйтесь! Мы освобождаем силы! Пейте еще!"

Кто такой Бенни Хинн, нам, немцам, известно из его посещения Базеля в 1993 г. Согласно его докладу в CJB Bulletin от янв. 1992, он посетил могилу одной известной американской пятидесятнической евангелистки Эйми Сэмпл Мак-Ферсон и основательницы Foursquare Gospel Church, надеясь привезти оттуда особое благословение. Пережитое им превзошло все ожидания: "Я испытал невиданное благословение... Я дрожал всем телом... дрожал от силы Божиеи... О Бог, - сказал я, - я чувствую благословение... Я верю, это благословение витало над телом Эйми ".

Рэнди Кларк после духовной жажды, которая длилась примерно восемь лет, был так "помазан" в августе 1993 г. Роднеем Хавердом-Брауном, что он еще после окончания одного "благословенного мероприятия" в конце 1993 г., смеясь и "опьяненный от Духа Божия", еле добрался до своей автомашины, стоявшей в отдалении на 1600 м ("Topic" 2/1995). При его первом богослужении после этого "помазания" оно передалось на его церковь.

Как уже упоминалось, Джон Арнот пригласил Рэнди Кларка в Торонто. Д. Арнот также находился в духовном кризисе, да и Vineyard-церкви переживали в это время кризис, и он посетил некоторые мероприятия с Бенни Хинном. "Смех-благословение" нисколько не воодушевило его. Но позднее у К. Фрайдзона и у него произошел прорыв. И в его церкви 20.1.1994 эти явления проявились как "Торонтское благословение". За короткое время своих поездок ему удалось оставить "благословение" в Венгрии, Швейцарии, Германии, Швеции, Норвегии, Англии и Шотландии.

Так называемые "Kansas-City-пророки" (среди пр. Рик Джонер) уже много лет назад предсказывали всемирное пробуждение. Оно до сих пор так и не состоялось. Кого удивит, если эта новая волна будет рассматриваться как исполнение этого пророчества!

Толпами пасторы и члены церквей (и из Германии) едут в Торонто, чтобы самим убедиться и взять благословение с собой в свои церкви. Целые бюро путешествий специализируются на том, чтобы помогать жаждущим "благословения" попасть в Торонто. Свидетельство харизматических церквей однозначно: это и есть истинное пробуждение, которого ожидают многие христиане.

О подобных феноменах повествует Джоан Хэлифекс в своей книге "Другая действительность шаманов. Пережитые сообщения о магах, целителях и ясновидцах". В ней описываются ее личные переживания среди языческих индейцев.


Богословие Родней Хаверда-Брауна

О его принадлежности к "Слову веры" (Rhema) мы уже говорили. Вот один пример из его репортажа: "Если вы молодожены, вы должны воспользоваться Божьей заботой о вас. Вы должны сказать: "Бедность будет далеко от нас. Мы не потерпим ее в нашем доме. Она не коснется и наших детей ". Так вы можете сами определить свою жизнь" (" Thoughts On Stewardship I.", S. 18-19).

В своих книгах Хаверд-Браун прославляет Уильяма Брэнхэма, который после нервного потрясения учил, что Ева имела сексуальный контакт с сатаной.

"Я лучше хочу быть в церкви, где сатана или плоть проявляют себя, чем в церкви, где ничего не происходит... Когда что-то происходит, не играет роли - от Бога это, от человека или от сатаны " (" The Camming Revival", стр. 5-7, процитировано в "Journal" окт.- дек, 1994г.).

Об Иисусе Христе Р. Хаверд-Браун утверждает, что Он был человеческим пророком, который, перед тем как стать человеком, оставил Свою Божественность на небе: "То, что делал Иисус, происходило не потому, что Он Сын Божий. Библия говорит, что Он Свое царское облачение Божества снял и что Он действовал на земле как пророк по завету Авраама ("The Touch of God", стр. 13-14, цитируется в "Journal" окт,-дек. 1994г.).

Нам нужно опротестовать хотя бы эти утверждения, потому что ни на одно из них нет и намека в Библии. То, что наблюдается у большинства учителей в ХД, наблюдается и у Хаверда-Брауна: безответственное отношение к Библии, провозглашение "библейскими" тех взглядов и учений, которых в Библии вообще нет.


" Богословская " аргументация в ХД

Пастор Генрих Христиан Руст (Ганновер) и сторонники "благословения" оправдывают эти явления, ссылаясь при этом на пророка Даниила, который в оцепенении пал на свое лицо (10:9-11), или Савла (Павла), который при своем обращении упал с лошади (Деян. 9:1-10), или Иоанна, который при встрече с прославленным Христом "как мертвый упал на землю" (Откр. 1:17). Руст также должен признать, что падение навзничь, как массовый феномен или "святой смех", не встречаются в Библии (Idea Spektrum 44/94). Но с другой стороны, он относит эти явления к Ин. 16:12-13:

"Еще многое имею сказать вам, но вы теперьне можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам".

Он пишет: "Это слово, вероятно, указывает на то, что возможны проявления Духа Святого, о которых в Священном Писании написано только намеками ".

Библия: Словами "может" и "намеками" невозможно достоверно изложить Библию. В Библии не встречается таких массовых истерических проявлений Духа Святого, и она противоречит этому явлению Словом, которое было написано именно в связи с проявлением даров Духа:

1 Кор. 14,32-33,40: "И духи пророческие послушны пророкам. Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Только все должно быть благопристойно и чинно".

Сразу в начале главы Павел пишет коринфянам о духовных дарах:

1 Кор. 12,2: "Знаете, что. когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам ".

Дословный перевод: "Вы знаете, что, будучи язычниками, вас все снова тянуло к языческим идолам, и вы поддавались этому влечению" (NT Interlinear Uebersetzung, 1986). Именно это происходит при "благословении из Торонто".

Сравнение с Даниилом, Савлом, Иоанном... То, что они пережили, было совершено без человеческого вмешательства, присутствие Иисуса повергло их. Никто из них при этом не рычал, не кукарекал, никто не заливался смехом и не танцевал. Никто из них не томился ожиданием пережить такое "благословение" второй или третий раз! (Сегодня харизматы используют каждый случай, описанный в Библии, где кто-либо падал, и даже стражники у гроба Иисуса; по проповеди А. Греве, Алберсхаузен, 8.01.1995. Даже Иисус, Который "вышел из Себя", как заметили Его родственники, был в таком состоянии, подобном при "благословении из Торонто"),

Ссылаются харизматы и на описание пережитого вдень Пятидесятницы. Тот факт, что их характеризовали как пьяных, берется за доказательство. Vineyard Fellowship из Торонто знает даже больше, чем говорит библейский текст, как видно из опубликованного документа:

"Подозрение, что они пьяны, вызвано тем, что они вели себя как таковые, т. е. смеялись, падали и бормотали невнятные слова... "

Только не следовало бы дополнять этот текст своими вымыслами. Он не согласуется с их манифестациями! И нам нельзя забывать, что полное описание событий говорит совсем о другом:

Деян. 2,6-13: "Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: чти говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии. Почта и Асии. Фригии и Пимфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты. Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит ?А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина ".

Такое толкование сторонниками "Торонтского благословения" еще раз показывает их безответственное отношение к Библии!

Вернемся к Деян. 2:6-13: Шум привлек людей, которые пришли вначале в смятение, потому что каждый слышал их говорящими на его наречии. Потом последовало изумление и удивление: "эти говорящие не всели Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились,,." Опять изумление и недоумение: что это значит? Итак, два раза проявилось недоумение и изумление, но не из-за того, что сбежавшиеся люди видели, но что слышали! И это было ясно слышно и однозначно понятно: о великих делах Божиих - на своем наречии/Другие же говорили, насмехаясь: они напились сладкого вина. Это было объяснение некоторых насмешников. Таким явлениям, какие мы наблюдаем у "благословения из Торонто", во 2 главе Деяний апостолов вообще нет места!

"Проявления, которые разыгрываются в собраниях, как истерический смех, рычание, горячка и паралич, никогда не были признаками настоящего пробуждения. Они, напротив, проявлялись при других обстоятельствах (напр. Нью-Эйдж-терапия, злоупотребление наркотиками) и квалифицировались в ранних пробуждениях как плотское, демоническое проявление.

Анашисты свидетельствуют, как у них начинался истерический смех, потому что им все казалось смешным. Один христианин, работавший в психбольнице, говорил, что слышал там подобный смех" (Из "Banner-Ministries", цитирует A. Seibel in Idea Spektrum 44/94)

Пастор Руст к цитате из Ин. 16,12-13: "Если мы применяем ее к этим обстоятельствам, т. е. оправдываем ею такие феномены, тогда завтра сможем все небиблейские проявления выдавать за "проявления духа". Таким образом мы открываем двери и ворота всем извращенным проявлениям. Хотя он ссылается на Библию, как на "единственно правильный масштаб", хотя "Иисус должен стоять в центре" (с этим мы безоговорочно согласны), но все же он берет в знак доказательства места из Библии, противоречащие его собственным предыдущим высказываниям".

Несмотря на это, становится ясно, что в самом ХД Библия не является единственным мерилом в вопросах веры.

Нет, это "Торонтское благословение" не имеет ничего общего ни с "единственно верным мерилом", ни с "Иисусом в центре"! "Благословенного смеха" нет в Библии! Нельзя забывать, что подобные феномены в 1909 г. привели к провозглашению евангельским альянсом Берлинской декларации:

"Дух этого движения вызывает духовные и телесные проявления силы, и все же это дух заблуждения. Он зарекомендовал себя как таковой. Отвратительные явления, как падение, искажение лица, дерганье, крик, противный громкий смех и т, д., и сегодня проявляются в собраниях. Мы не будем говорить, сколько в этом демонического, истерического, душевного - но Божьего в этих проявлениях нет " (Пункт 1д).

Пастор Руст и в истории церкви находит такие проявления у проповедников пробуждения XVIII и XIX столетий (Д. Всели, Д. Эдварде, Ч. Финнсй). Но и это сравнение хромает: вышеназванные явления проявлялись при проповеди о суде и благодати спонтанно, т. е. редко и не умышленно. Итак, не массовые феномены, не желаемые, но единичные. Они и тогда были предметом горячих дискуссий, потому что понимались по-разному.

К Д. Весли: "В своей дальнейшей жизни Д. Весли стал сомневаться, бьи ли это всегда Бог, Который подкреплял Свое Слово. Скорее всего это был сатана, который, копируя Бога, делал последнюю попытку удержать человека " (Garth Lean, John Wesley - Modell einer Revolution ohne Gewalt, Brunnen 1974, S. 50).

Возьмем историю церкви: эти явления наблюдались почти во всех сектах в период их становления. Во 2-м столетии у монтанистов, прежде всего у двух пророчиц Максмиллы и Прискиллы; в XIX столетии у новоапостольских, опять же это были две женщины; "смехо.терапию" находим и в Нью-Эйдж (поколение "новый век"). Не забудем, что это на рубеже столетий и во вновь образовавшихся пятидесятнических церквах в США и во всей Европе.

В октябрьском номере за 1994 ежемесячной газеты "Ufstellt", Basileia Bern, разъясняются явления "Торонтовского благословения":

1. Падение - ноги ослабевают, и человек падает вперед, назад или в сторону Время покоя часто сопровождается внутренними переживаниями или чувством глубокого покоя.

2. Смех - освобождающий смех, продолжающийся часами. Многое, что прежде казалось нормальным, кажется вдруг смешным. Зачастую смех является знаком внутреннего раскрепощения или исцеления от душенных ран.

3. Плач - всхлипывание, плач вплоть до душераздирающего рыдания как знак исцеления или того, что человек помогает нести в молитве бремя другого или тяготы жизни.

4. Дрожание - регулярное или нерегулярное дрожание рук, ног или всего тела, которое можно сравнить с регулярными импульсами тока. Знак переживания - присутствие Святого Духа.

5. Вздрагивание - нередко рывками, иногда человек падает на землю как сноп. Некоторые двигаются вперед рывками.

6. Крик - наполненный болью или освобождающий крик. Означает душевную боль, исцеление и освобождение.

7. Рычание - похоже на львиное или другого зверя. Выражение боли, духовной борьбы или внутренней мольбы.

8. Лишение дара речи, заикание или говорение на других языках длится иногда несколько часов. Сознание остается ясным, но слово человек произнести не в состоянии. Случается, что люди только заикаются или же ясно выговаривают какие-то слова на непонятном языке.

9. Опьянение - многочасовое, сильно напоминающее алкогольное. Сознание ясное, движения и речь затруднены.

10. Пророческая речь - инспирированна Святым Духом. Иногда сопровождается глубоким эмоциональным переживанием. Пророчества такого рода зачастую являются высказываниями общего характера о намерениях Божиих. Феномен этот наблюдается и тогда, когда человек один.

Обращает на себя внимание то, насколько логичны и психологичны перечисленные разъяснения. "Зачастую смех является знаком внутреннего раскрепощения или исцеления от душевных ран". Откуда автор знает это? "Рычание, похожее на львиное или другого зверя. Выражение боли, духовной борьбы или внутренней мольбы". Откуда автор знает это? Странным кажется и то, что не приведено ни одного места из Библии! Далее автор приводит цитаты, но они имеют общий характер и не подтверждают приведенные разъяснения. Где в Библии молитва сопровождается львиным рычанием? Ясными словами и в смирении перед Богом - да! (Авраам в мольбе за Содом, Моисей и Павел - за Израиль).

Насторожить должен нас открывок из той же статьи:

"Кроме того, создается впечатление, что все эти явления встречаются у людей, не знающих Иисуса Христа как личного Спасителя. Они говорят о глубоком покое или о состоянии, которое можно сравнить с "кайфом " наркоманов, который остается без побочных явлений ".

С тех пор, как это "благословение" всплыло с новой силой, прошло уже достаточно времени, чтобы подвести итог: некоторые говорят о благословении, о новых отношениях к Иисусу, другие - о психических нарушениях и о нарушении жизни веры. Idea-Spektrum 47/94 - о жалобах некоторых родителей, что их детей повела на подобное мероприятие внештатная сотрудница. В другом месте дошло до раскола в церкви, даже на врагов пророчески были высказаны смертельные угрозы (Idea spektrum 147/94).

Вывод: "Торонтское благословение" имеет, по крайней мере, очень сомнительную предысторию и не может основываться ни на Библии, ни на истории церкви. Таким открытым проявлениям контекст Библии недвусмысленно говорит "нет"!

Это утверждает и директор Союза свободных евангельских церквей Эдвин Брандт в "Gemeinde" 51/94. Также и руководство Союза на своем совещании 8-11.2.95 г. приняло решение против "благословенияиз Торонто" после того, как рабочий орган "Харизма и церковь", руководитель которой пастор д-р X. Руст, на конференции духовного обновления церкви (12-16.11.1994 Ганновер), где было около 600 участников, среди них 130 пасторов, осчастливил присутствующих "благословением из Торонто": "При этом под воздействием Духа Святого выявились феномены, как, например, покои в духе, плач, смех, тряска, которые стали известны под названием " Торонтского благословения ". Несмотря на то, что эти проявления Духа Божия были для нас еще непривычны, возбуждение почти отсутствовало, так как руководящие братья рабочего органа постоянно библейски комментировали события " (" Gemeinde " 51/94).

Мне абсолютно непонятно, как можно небиблейские феномены комментировать библейски. Тем радостнее тот факт, что свободные евангельские церкви были настроены оппозиционно ("Christsein heute", 1.01.1995). В этом номере есть еще и другие ценные статьи по этому поводу. И братские церкви н Германии совсем конкретно отклонили эти проявления ("Die Botschaft" 4/95 "Что мы думаем о "Торонтском благословении").

На этой, упомянутой выше конференции в Ганновере, д-р Христоф Хезелбарт читал реферат, в котором речь шла о "духе отвержения". Через пережитое отвержение в человека вселяется демон, бороться против которого можно только изгнанием. При этом время "покоя в духе" служит временем, в которое Дух Божий исцеляет больного. "Демон отвержения" может вселиться даже в еще нерожденного ребенка и является виной многочисленных заболеваний... Во время заключительного призыва было предложено получить исцеление и изгнание "демона отвержения" ("Die Gemeinde" 2/95).

Об этом Библия не пишет ничего. И все же:

- 1 Тим. 4,1: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским..."

Богата познанием статья в FFD 1/95 "Erfrischung fuer die Gemeinde, Toronto-Segen" и др.

- Пункт 2: Новое движение Духа Святого - это не пробуждение, но предсказанное много лет назад обновление. В 1984г. Господь повелел церкви в Канзас-Сити молиться, чтобы с 1994 г. Господь послал новое обновление. С событиями в Торонто это пророчество пришло в исполнение.

- Пункт 4: Без сомнения, побочно наблюдались и очень плотские, и даже демонические феномены...

- Пункт 5: Методически еще не все ясно. В данный момент еще нет объяснения в "теологии" того, что происходит, но есть довольно здравое соотношение с повествованиями Ветхого и Нового Заветов о явлениях опьянении, плаче, дрожании, бессилии, смехе, восторге. Хорошо, что есть эти параллели к библейским событиям без того, чтобы их нужно было еще "богословски аргументировать ".

Пункт 4 должен насторожить нас. На каком же мероприятии были обнаружены эти очень плотские и даже демонические феномены'! Пункт 5 косвенно утверждает несостоятельность ХД: отсутствие библейского обоснования. Что означает "здоровое соотношение"? До сих пор еще никто из представителей "Торонтского благословения" не смог обосновать эти феномены, исходя из Библии (и Ортвин Швайтцер не смог, несмотря на свое приложение к "Aufbruch" № 3, Dersog. Toronto-Segen "Im Gespraech mit meinen pietistischen Freunden" und "Theologischc Reisenotizen aus Toronto")! Прибегают они к маленькому трюку: "Все случаи со смехом, плачем, падением и даже библейские места, говорящие о радости, сводятся к общему знаменателю: проявлению плоти. Настоящая волна ("Торонтское благословение") тоже имеет плотские проявления. Следовательно, говорят приверженцы ХД, они идентичные; а раз идентичные, значит, библейские!

Что бы вы подумали об аптекаре, который гарантировал бы вам, что дал правильные таблетки и пообещал фантастические результаты, но, уходя, вы бы услышали, как он вполголоса проговорил: "Их еще никто не испытывал, никто не проверял их состав, но они очень вкусные"? Именно это происходит с "благословением из Торонто"!