Был ли Уильям Бранхам Божьим пророком?

 
ОСНОВАТЕЛЬ: Уильям Мэрион Бранхам.


ДАТА ОСНОВАНИЯ: Служение исцеления Бранхама началось в мае 1946 года.


ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: Издательство Voice of God Recordings (Джефферсонвилль, штат Индиана) выпустило множество книг, брошюр и магнитофонных записей, содержащих, главным образом, проповеди Бранхама. Публикации на русском языке долгое время распространялись через финскую организацию Ehtoovalon Sanoma Ry (Хельсинки), а теперь переводятся в Кекава (Латвия) и печатаются в Харькове (Украина) некой безымянной организацией. На Web-странице этой организации (www.message.lv) есть такое заявление: «Многие из переводов проповедей брата Виллиама Бранхама, опубликованные на данном узле, пока не распространяются главным офисом Послания в Джефферсонвилле».


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Небольшие группы существуют по всему миру под названием Bible Believers, Inc.


ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Век лаодикийской церкви, послание седьмого ангела, печать зверя.

 

 


ИСТОРИЯ


Уильям Мэрион Бранхам родился 6 апреля 1909 года в кентуккийских горах. Он был старшим из девяти детей. Его отец был лесорубом, и их первым домом была бревенчатая хижина с земляным полом. Мать рассказывала Уильяму, что его рождение сопровождалось сверхъестественным знамением. Он родился утром, до рассвета, но, по словам матери, когда открыли маленькое окошко хижины, в комнату, «вращаясь», вошел Свет («Брат Бранхам», сс. 8-9).


Жизнь Бранхама была полна видений и явлений ангелов, которые сильно на него повлияли. Он вспоминал, что в возрасте 7 лет услышал голос: «Что ж, я опять двинулся по тропинке. И я снова оглянулся взглянуть на это. Как только Это опять случилось, человеческий Голос, также громко, как мой теперь сказал: “Никогда не пей, не кури и не оскверняй своего тела никоим образом. Для тебя будет труд, когда станешь старше”. Еще бы, это напугало меня до смерти!» (там же, с. 12). Бранхам рассказывал и о других голосах и видениях, которые сообщали ему конкретные сведения о грядущих событиях, которые впоследствии исполнялись.


Где-то в двадцать лет Бранхам обратился ко Христу и женился на Хоуп Брумбах. Его обращение стало итогом целого ряда видений, которые он получил в то время, когда опасно заболел (Act of the Prophet, pp. 40-43).


Вскоре Уильям был рукоположен на служение в баптистской церкви и стал пастором миссионерской баптистской церкви в Джефферсонвилле, штат Индиана.


В 1933 г. он провел в Джефферсонвилле огромное служение пробуждения, на котором присутствовало до 3.000 человек, 130 из которых крестились. Впоследствии Бранхам и его последователи будут утверждать, что именно на этом собрании ему впервые открылось, что он избран в качестве единственного пророка последних дней (C. Douglas Weaver, The Healer-Prophet, William Marrion Branham, pp. 26-27).


Это событие биограф Бранхама Пэрри Грин сравнивал с тем, что пережил Павел на дороге в Дамаск (Пэрри Грин. «Деяния пророка», с. 51-58). Это случилось, когда Уильям крестил новообращенных в реке Огайо. «И как раз тогда свыше с небес пришел вихрь, и вот приходит тот Свет, сияя вниз. …И Он завис прямо над тем местом, где был я. Голос проговорил оттуда и сказал: “Как Иоанн Креститель был послан, как предтеча первого пришествия Христа, так у тебя есть… имеешь Послание, которое предвестит Второе Пришествие Христа”» («Брат Бранхам», с. 59).


В 1936 г. Бранхам случайно попал на международную конференцию пятидесятников-единственников. На второй же день знакомства его пригласили проповедовать с кафедры. После собрания некоторые проповедники пригласили его провести в их церквях служения пробуждения. Уильям вернулся домой и рассказал обо всем жене: «О, я встретил цвет общества. Да, это лучшее, что я когда-либо видел. Эти люди не стыдятся своей религии» («Брат Бранхам», с. 27). Однако теща, миссис Брумбах, категорически запретила Уильяму «тащить» свою дочь к «святым скакунам» (там же, с. 28), и Бранхам смирился с этим запретом. Тем не менее, учение секты пятидесятников-единственников оказало на него огромное влияние. Впоследствии он принял многие положения их богословия.


Бранхам по-прежнему мучился страхом, что эти видения могут быть сатанинскими. 7 мая 1946 г., после напряженной молитвы, Уильям увидел ангела. Ангел объявил, что Бранхам наделяется двумя дарами служения. Ему будет дан дар исцеления и дар «слова знания». Бранхам поверил, что этот ангел и был источником всех его видений. Ангел сказал ему, что религиозные руководители во дни Христа называли Иисуса дьяволом, а потому не следует опасаться противодействия со стороны семьи и коллег-проповедников. Предсказатели судьбы неоднократно говорили Бранхаму, что у него есть особый дар от Бога, и что он родился «под знаком». Ангел заверил его, что даже бесы подтверждали мессианство Христа, а потому не следует беспокоиться из-за свидетельства предсказателей (там же, сс. 62-68).


Со своим первым испытанием — умирающей от рака женщиной — Бранхам столкнулся в ту же среду. Как и сказал ангел, он получил видение и начал молиться за женщину. Она исцелилась. Слава о Бранхаме разнеслась повсеместно (там же, с. 69). Начиная с этого времени Бранхам утверждал, что ангел находится при нем денно и нощно. Он говорил, что не может совершать служение, если ангела не было рядом (Occult Bondage and Deliverance, pp. 49, 50).


По мнению Гордона Линдсея, именно посещение Бранхама ангелом в 1946 г. стал отправной точкой знаменитого «пробуждения исцеления» («Conference with Brother Branham», TVH 2, January 1950, p. 2). Многие считали Бранхама «отцом» этого «последнего дела Божьего перед Вторым Пришествием Христа».


Бранхам был активным участником нового пробуждения, и его успех был невероятным. Он утверждал, что только за первый год служения в этом качестве он принес исцеление 35.000 людей. Однако в мае 1948 года он внезапно оставил служение из-за нервного срыва. После лечения он стал отказываться от приглашений поучаствовать в кампаниях.


Шесть месяцев спустя Бранхам торжественно вернулся в публичное служение, объявив, что был чудесным образом исцелен. Он благосклонно отозвался о трудах своих коллег и провозгласил, что его собственное служение отныне еще больше расширится. И действительно, на первое же собрание пришли 8.000 человек. В 1950-1955 гг. Бранхам и несколько его соратников совершили первую поездку с исцелениями по Европе, Южной Африке и Индии. В 1954 г. Бранхам утверждал, что число обращений на его собраниях достигло полумиллиона.


Бранхам был малограмотным человеком и не имел никакого систематического библейского образования. Он считал, что все сверхъестественные явления в его жизни связаны с неким существом, которое он называл «Это», и которое якобы было в 1950 г. запечатлено на фотографии профессиональными фотографами в Хьюстоне, штат Техас. Бранхам верил, что его пресловутое «Это» — тот самый огненный столп, который шел впереди народа Израилева в пустыне («Брат Бранхам», с. 77).


К 1956 г. от полусотни активных проповедников исцеления осталось не более дюжины. Пятидесятнические конфессии начали сопротивляться деятельности этих служений, возникли проблемы с финансами. Бранхама этот кризис не обошел стороной. Его проповеди собирали все меньше и меньше слушателей, ему не хватало средств. Сказывался недостаток образования и организаторских способностей.


В ноябре 1955 г. Бранхам вернулся в Джефферсонвилль, где получил новое видение, в котором ангел обещал ему новое огромное пробуждение в будущем, однако подробности этого откровения Бранхам хранил в секрете до самой смерти. Он постоянно пытался начать новое служение, но его популярность продолжала падать. По мере того, как его взгляды становились все более странными, от него отворачивались даже те пятидесятнические и зарождающиеся харизматические церкви, с которыми он был очень близок.


Отойдя от служения исцеления, Бранхам углубился в пророчества. Начиная с 1956 г. он ссылался на семь видений относительно будущего, которые должны были исполниться перед Вторым Пришествием Христа. Несмотря на то, что впоследствии точное содержание некоторых видений редактировалось, Бранхам неоднократно говорил, что первые пять видений исполнились к 1960 г., а оставшиеся два исполнятся до 1977 г.


В декабре 1964 г. он произнес свое самое радикальное пророчество. Он утверждал, что суд Божий обрушится на западное побережье США, и Лос-Анджелес погрузится в океан. До самой своей смерти он повторял эту угрозу, приукрашивая ее новыми подробностями.


Последние годы жизни Бранхам провел в почти полной изоляции. Он признавался, что за три года жизни в Таксоне, Аризона, не разу там не проповедовал.


Свое последнее собрание пробуждения Бранхам провел на День благодарения в церкви одного из немногих оставшихся у него друзей, Джека Мура, в Луизиане. В своей проповеди он ясно подчеркивал свою роль единственного пророка последних времен.


Но 18 декабря 1965 г. Бранхам получил смертельное увечье в автомобильной аварии и, пробыв семь дней в коме, скончался в канун Рождества. Пятидесятнический мир был потрясен смертью Бранхама. Некрологи упоминали о его неортодоксальных учениях, однако подчеркивали его вклад в дело пробуждения. Некоторые бывшие соратники Бранхама сказали, что его смерть была волей Божией, а Кеннет Хейгин, по его словам, предсказал смерть Бранхама еще за два года.



УЧЕНИЕ


Троица: Как и пятидесятники-единственники, Бранхам отрицал учение о Троице, проповедуя одну из форм модализма. Бранхам учил, что в Божестве нет трех Личностей, а есть лишь одна Личность (Иисус), выступающая в разные периоды истории под различными титулами или в разных проявлениях. Учение Бранхама — это разновидность ереси, возникшей еще во II веке н. э., проповедовавшейся Савеллием и известной под именем модалистического монархианства или патрипассианства (см. Эриксон, Миллард. «Христианское богословие», сс. 279-280). Как объяснял Бранхам, «…нигде в Библии ни разу не упоминается Троица… Это заблуждение католиков, а вы, протестанты, склоняетесь перед ним» (Conduct, Order, Doctrine Q and A, p. 182). «Отец, Сын и Святой Дух — это функции одного Бога. Он был Отцом, Он был Сыном, Он есть Святой Дух. Это три функции или три домостроительства» (там же, p. 392). Такое представление о Божестве именуется модализмом и расценивается как ересь и католической, и протестантскими церквями.


Крещение: Как утверждал Бранхам, истинное крещение необходимо, чтобы не принять «Печати Зверя» конфессиональных церквей, избежать опасности не попасть в Вознесение и не подвергнуться Великой Скорби. Истинное крещение должно совершаться во имя одного Иисуса. Крещение по троичной формуле Матфея 28:18 («Во имя Отца и Сына и Святого Духа») неприемлемо для Бога.


Бранхам объяснял: «Ни один человек не был крещен во имя “Отца, Сына и Святого Духа” вплоть до первых лет существования католической церкви» (там же, p. 178). «Посмотрите в свои Библии и проверьте, сказано ли там “во имена…”. Сказано? Нет, сэр… Там сказано “во ИМЯ”», — пытался объяснить разницу Бранхам. — «Видите, значит, вы понимаете эти слова неправильно. Это один Бог в трех домостроительствах... И когда Он сказал: “Идите и крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа”, — это был Иисус Христос. Вот почему мы крестим во имя Иисуса» (там же, pp. 181, 184).


Бранхам был убежден, что человек, крещенный с использованием неверной формулы, неминуемо пойдет во тьму. «Но тритеистское, триединое крещение никогда не признавалось ни Церковью, ни в Новом Завете…» (там же, p. 190).



ДРУГИЕ ДОКТРИНЫ


Семя змея: Бранхам учил, что грех Евы в Эдемском саду (Бытие 3) имел сексуальный характер. По его словам, змей склонил Еву к половой связи, от которой она забеременела Каином. Бранхам пояснял: «Вот, что в действительности произошло в Эдемском саду. Слово говорит, что змей совратил Еву. Змей соблазнил ее в буквальном смысле. Он был настолько близок к человеку, что его семя смогло смешаться с семенем женщины, и она зачала» (The Original Sin, pp. 2, 3). Семенем змея был Каин и все его потомки. Они были предуготованы к аду. Богоугодное семя — это Сиф и его потомки, которые открылись через призвание к служению Бранхама. Третья группа, представленная теми, кто все еще пребывает в конфессиональных церквях, имеет свободу воли, чтобы избрать Небеса или ад. Божественное семя — это Невеста Христа, эти люди вознесутся до начала Великой Скорби. Конфессии уже стали или, в конце концов, станут Печатью Зверя, и те, кто останется в них, пройдут через Скорбь (Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements, p. 96).


Пророк последних дней: Последователи Бранхама утверждают, что ему принадлежит особая роль Божьего пророка конца времен, облеченного уникальной силой и властью. «Сейчас я только ваш брат, милостью Божьей. Но когда Ангел Господень снизойдет, он станет тогда для вас Гласом Бога… Но я — Глас Божий для вас… Смотрите, я ничего не могу сказать от себя. Лишь то, что Он показывает мне» (Footprints On the Sands of Time, p. 214). Явившийся Бранхаму ангел сказал, что ему будут даны два дара, и что он восстановит библейскую истину.


Последователи Бранхама отождествляли его с пророком Илией из 4-й главы Книги Малахии и седьмым ангелом из 10-й главы Откровения. Бранхам говорил о себе так: «…нам обещано, что тот Дух (Илия) вернется как раз перед концом времен. Он не будет основывать другую церковь, потому что времен церкви уже не будет… потому что век Лаодикийской Церкви — последний, а посланник Седьмого Ангела — …тот, кто Святым Духом откроет все эти тайны… Заметьте. Этот последний посланник последнего века церкви — не реформатор, он — ПРОРОК!» (The Seven Seals, pp. 144, 145).



БИБЛЕЙСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ


1. Смертный человек, в силу своей ограниченности, не может постичь учение о Троице в полной мере. Однако никакое другое представление о Боге не соответствует самооткровению Бога в Святом Писании. Модализм учит, что Бог — это одна-единственная Личность, которая осуществляет свои функции через ряд «проявлений» или «форм». Когда эта Личность выступает в роли Отца, «формы» Сына и Духа бездействуют. Однако в Мф. 3:13-17 Сын принимает крещение, Дух сходит, а Отец говорит. Вместе с тем, слова «во имя» (Мф. 28:19), т.е. «властью», не ограничивают сущность единства Бога одной Личностью, но свидетельствуют о существовании трех Личностей, разделяющих одну божественную природу (2 Кор. 13: 14).


2. Крещение во имя одного Иисуса действительно могло вначале практиковаться в иерусалимской церкви. Однако все дошедшие до нас манускрипты Матфея 28:19 содержат тринитарную формулу, переданную апостолам Христом. Дидахе (60 г. н. э.) предписывает использовать формулу из Евангелия от Матфея (Отец, Сын и Святой Дух) для церковного крещения. Однако независимо от формулы, крещение не является условием вознесения или избавления от Великой Скорби. Полное спасения дается милостью Божьей через веру, а не делами плоти, такими как крещение (Еф. 2:8-9).


3. Учение о семени змея — это неверное истолкование 3-й главы Бытия, аллегорическое и надуманное по своей сути. Грех Евы не был сексуальным. Она вкусила от буквального плода с буквального дерева. И Адам вкусил от того же плода, что и Ева (Быт. 3:6). Это не намек на сексуальный грех. Учение о семени змея искусственно ограничивает действенность искупления по расовому или генетическому принципу. Хотя большая часть человечества действительно не извлечет для себя пользы из жертвенной смерти Христа (Мф. 7:13-14), Он умер за грехи всего мира (1 Ин. 2:2). Искупление Христа не ограничено рамками какой-либо народности или расы.


4. В свете претензий Бранхама на роль Божьего пророка конца времен следует особо отметить тот знаменательный факт, что он неверно предсказал уничтожение Америки в 1977 году (The Seven Church Ages, p. 322). Бранхам виновен в лжепророчестве (Втор. 18:20-22). Хотя он и называл это предсказанием, а не пророчеством (так и не сумев объяснить, в чем разница), он настаивал, что дата, 1977 год, основывается на его тридцатилетнем опыте изучения Библии и «божественном вдохновении». Служение Бранхама и его претензии были якобы подтверждены сверхъестественными знамениями. Знамения и чудеса не являются, однако, бесспорными доказательствами. Многие враждующие между собой секты и мировоззрения опираются на такие же субъективные «доказательства» (2 Фесс. 2:9; Мф. 12:39, 24:24; Евр. 1:1; 1 Ин. 4:1-3).




Переведено и издается для некоммерческих целей с разрешения Watchman Fellowship, Inc. При использовании материала ссылка на Центр апологетических исследований обязательна. Материал подготовлен в 1995 году, дополнен в 2000 году.




Был ли среди нас пророк?

Критический взгляд на одно из откровений Уильяма Бранхама

Дмитрий Розет



Лишь немногие проповедники оказали на развитие пятидесятнического и харизматического движения во второй половине XX века такое влияние, как Уильям Мэррион Бранхам. Даже сегодня, почти через полстолетия после кончины этого человека, его необычные и спорные взгляды продолжают будоражить умы. Для многих своих последователей Бранхам стал “пророком Лаодикийского периода Церкви”, и его слова принимают за прямое руководство к действию.


Вот, к примеру, что пишет немецкий миссионер Эвальд Франк:


"Виллиам Брангам не выступил с “новыми откровениями”, но его служение однозначно заключалось в том, чтобы вновь придти к оригинал-слову Божию, которое документально шло через пророков и Апостолов. Чрез вверенное ему служение Бог совершил и нечто новое, а также и то, что прежде совершалось. Кто такого, Богом посланного, пророка принимает, получит награду пророка" (Мат. 10, 41) (“Виллиам Брангам, посланный Богом пророк”, с. 8)3.


Впрочем, вопреки утверждению Франка, Бранхам все же “выступал с новыми откровениями”, которые, как он утверждал, были получены им в видениях от Ангела или даже Самого Иисуса Христа. Внимательное изучение этих откровений заставляет серьезно усомниться как в божественном происхождении видений Бранхама, так и в его пророческом даре. Давайте внимательно изучим на этот предмет одно из таких предсказаний, записанное в книге “Изложение Семи Периодов Церкви” (сс. 271-273).



Семь видений


По словам Бранхама, одним воскресным утром в июне 1933 г. к нему обратился сам Господь Иисус. Это откровение представляло собой серию из “семи важных продолжительных видений”. К сожалению, Бранхам почти не приводит конкретных деталей полученных видений и излагает лишь свое представление о том, как они исполнились. Такой подход, увы, напрочь лишает нас возможности самим судить, насколько данное откровение соответствует реальным историческим событиям, и нам остается только полагаться на объективность и здравый смысл Бранхама. Как бы то ни было, в этом кратком изложении содержание полученных видений представляется следующим:


"Первое видение было о том, как Муссолини захватит Эфиопию и тот народ “падет к его ногам”. Это видение, конечно, произвело резонанс, и некоторые очень рассердились, когда я рассказал его, и не верили этому. Но это случилось именно так. Он захватил ее с помощью современного вооружения. У туземцев не было никаких шансов. Но в видении был также показан ужасный конец Муссолини, как его собственный народ отвернётся от него. Произошло в точности, как это было сказано.


В следующем видении было предсказано, как австриец по имени Адольф Гитлер поднимется в качестве диктатора в Германии и втянет мир в войну. Была показана линия Зигфрида и как тяжело будет нашим войскам ее одолеть. Затем было показано, как Гитлер придет к такому таинственному концу.


Третье видение было в сфере мировой политики, мне было показано три великих ИЗМА — фашизм, нацизм, коммунизм, но первые два были как бы поглощены третьим. Голос увещевал: “СЛЕДИТЕ ЗА РОССИЕЙ, СЛЕДИТЕ ЗА РОССИЕЙ. Держите взор на Царе Северном”.


Четвертое показывало большое продвижение в науке, которое произойдет после второй мировой войны. В видении появилась пластиковая машина с выпуклой крышей, бегущая по прекрасному шоссе с телеуправлением, так что сидящие в машине люди не управляли рулем, а развлекались какой-то игрой.


Пятое видение имело отношение к моральной проблеме нашего века, в основном, что касается женщин. Бог показал мне, как женщины начнут оставлять свое место с предоставлением им избирательного права. Затем начнут стричь свои волосы, что означает, что они уже больше не подвластны мужчине, но настаивают на равных правах, а в большинстве случаев более чем на равных правах. Она переняла мужскую одежду и дошла до раздетого состояния, пока наконец в последнем эпизоде не оказалась голой, если не считать фигового листочка типа фартука. В этом видении я увидел ужасное извращение и плачевное моральное состояние целого мира.


Затем в шестом видении поднялась в Америке прекрасная, но жестокая женщина. Она держала народ в полной власти. Я подумал, что это показан подъем Римской Католической Церкви, хотя я осознавал, что, вполне возможно, это было видение о женщине, получившей власть в Америке благодаря популярному голосованию женщин.


В последнем седьмом видении я услышал ужасный взрыв. Когда я повернулся, я увидел только развалины, кратеры и дым по всей Америке" (“Изложение Семи Периодов Церкви”, сс. 271-272).


Эти видения любопытны уже сами по себе, однако, по словам Бранхама, их значение выходит далеко за рамки простого предсказания грядущих событий. Дело в том, что исполнение этих событий должно было знаменовать собой завершение Лаодикийского периода церкви, конец мировых политических и религиозных систем и начало Тысячелетнего Царства. Эта связь была настолько очевидна для Бранхама, что он даже назвал конкретную дату, когда его предсказание сбудется:


"Господь Иисус проговорил ко мне и сказал, что приблизилось пришествие Господа, но перед пришествием Его должны произойти семь важных событий" (Там же, с. 271).


"Основываясь на этих семи видениях, … я предсказываю (это не пророчество), что эти видения произойдут к 1977 году. … Итак, я повторяю, я искренне верю и утверждаю, как изучающий Слово вместе с Божественным вдохновением, что должно быть 1977 год положит конец мировым системам и возвестит эру тысячелетия" (Там же, с. 272).


Давайте же подвергнем это утверждение беспристрастному анализу и посмотрим, действительно ли в лице Уильяма Бранхама среди нас жил пророк Божий.



Чудеса казуистики


Любой мало-мальски знакомый с Писанием человек, прочитав процитированный выше отрывок, непременно вспомнит слова Христа: “О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один…” (Мф. 24:36). Однако на этот случай Уильям Мэррион Бранхам загодя припас аргумент поистине убойной силы. Проявляя недюжинные способности к казуистике (несколько необычное хобби для “мужа Божьего”, не правда ли?), он пишет:


"И хотя многие могут подумать, что это безответственное утверждение с точки зрения того факта, что Иисус сказал, что “никто не знает того дня и того часа”, я все еще поддерживаю это предсказание спустя тридцать лет, потому что Иисус НЕ сказал, что никто не может знать год, месяц или неделю, когда свершится пришествие Его" (Там же, с. 272).


Следует признать, что Бранхам — отнюдь не единственный сторонник столь экзотического толкования. В последующие годы этой же логики придерживались Банг Ик Ха (предсказавший восхищение верующих в октябре 1992 г.), Рон Рииз (предсказавший начало Великой Скорби в 1992-1993 гг. и конец света около 2000 г.) и Эдгар Вайзнант (предсказавший восхищение Церкви в сентябре 1988 г. и с тех пор ежегодно отодвигавший эту дату на год вперед). Вполне возможно, этот список далеко не полон, однако относительная распространенность толкования не делает его справедливым.


Б. Дж. Оропеза в своей книге “99 причин, почему никто не знает времени возвращения Христа” комментирует подобный подход к словам Господа следующим образом:


"Еще важнее то, что контекст 24-й главы Матфея не оставляет никакого основания для каких-либо датировок. В конце концов, какой смысл имели бы слова Христа в Матфея 24:36, если бы мы все же могли вычислить неделю или месяц Его возвращения? … Разве церковь в Сардисе, не знавшая “часа” Христова суда (Отк. 3:3), не могла бы знать день или неделю этого суда, а до тех пор предаваться духовной спячке? Стих Матфея 24:36 явно не означает, что мы можем знать неделю, месяц или год возвращения Христа, хотя нам неизвестны его день и час" (см. Деян. 1:7) (B. J. Oropeza, 99 Reasons Why No One Knows When Christ Will Return, pp. 39-40).


Ту же самую мысль высказывает в своем учебнике систематического богословия д-р Уэйн Грюдем:


"Сказать, что мы не можем знать день или час, но можем знать месяц или год, значит попросту закрыть глаза на силу этих отрывков (Мф. 24:44; 25:13; Мк. 13:32-33). Фактом остается то, что Иисус придет “в который час не думаете” (Мф. 24:44; Лк. 12:40). (Слово hфra в этих стихах предпочтительнее истолковывать в более общем смысле, применительно ко времени, когда произойдет некое событие, а не обязательно в значении шестидесятиминутного отрезка времени.) Смысл этих отрывков состоит в том, что Иисус говорит нам, что мы не можем знать, когда Он вернется. Поскольку Он придет неожиданно, мы должны быть готовы к Его возвращению в любое время" (W.Grudem, Systematic Theology, pp. 1093-1094).


Таким образом, Бранхам напрасно поспешил сбросить со счетов слова Господа в Матфея 24:36. И ничто не свидетельствует о его ошибке более красноречиво, чем тот факт, что его предсказания, равно как и пророчества его незадачливых единомышленников, не сбылись. История беспощадна к лжепророкам — только преждевременная смерть помешала Бранхаму убедиться в этой простой истине.



Вызов брошен и принят


Изложив свое понимание полученных в 1933 году откровений, Уильям Бранхам бросил читателям вызов:


"Позвольте мне сказать вот что. Может ли кто-нибудь доказать ошибочность этих видений? Когда они не исполнились? Да, каждое из них исполнилось или же исполняется прямо сейчас" (“Изложение Семи Периодов Церкви”, с. 272).


Книга “Изложение Семи Периодов Церкви” вышла в свет 4 декабря 1965 г. Если относиться к приведенным выше словам ее автора серьезно, то все семь видений к концу ноября 1965 г. должны были уже исполниться или хотя бы находиться в процессе исполнения, а к началу 1977 года все они должны были сбыться окончательно. Остается лишь установить, так ли все обстояло в действительности.


Конкретных деталей первых трех видений мы не знаем — Бранхам сообщает нам лишь свои выводы об исполнении этих откровений, таким образом доказать ошибочность или справедливость этих предсказаний не представляется возможным.


Четвертое видение знаменовало собой новую ступень в развитии науки и техники. Даже судя по тем скудным подробностям, которые сообщает нам автор, речь идет о полностью автоматизированном автомобильном транспорте. Насколько я могу судить, описанный в этом видении уровень автоматизации не достигнут и по сей день, хотя я, не будучи специалистом в этом вопросе, могу и ошибаться. Существовала ли в конце 40-х или начале 50-х годов машина из пластика (!), без вмешательства человека повторяющая изгибы дороги? Бранхам был в этом уверен:


"Я видел, как одна семья ехала по магистрали в машине, верхняя часть которой была из стекла. Большие, красивые улицы и красивая машина. Они сидели один против другого. Автомобиль ехал самостоятельно, правильно выезжая по кривой. Эту машину уже изобрели" (Проповедь “Лаодикийский период Церкви”, Скиния Бранхама, Джефферсонвилль, 11 декабря 1960, §46).


Может быть, он имел в виду автоматическую коробку передач, созданную в 1939-м? Однако это едва ли укладывается в известные нам детали видения. Но пусть последнее слово останется за специалистами. Интересно другое: почему в качестве символа технического прогресса было выбрано неизвестное (или малоизвестное) изобретение, в то время как в период с 1945 по 1965 г. были изобретены фотоаппарат “Полароид” (1947), транзистор (1948), атомная подводная лодка (1950), солнечная батарея (1954), лазер (1958-1960) и, наконец, первый искусственный спутник Земли (1957)!


Пятое видение, в том виде как его изложил здесь Бранхам, вполне вписывается в рамки эмансипации и сексуальной революции. Однако оно изложено в таких общих выражениях, что доказать или опровергнуть его исполнение к одной из названных автором дат невозможно.


Шестое видение Бранхам толкует здесь несколько неуверенно, но все равно очевидно, что не только к 1965 или 1977 году, но и до сих пор женщина ни разу не стала президентом США, а католическая церковь не смогла “держать народ в полной власти”. Провал этого предсказания еще более очевиден из того, как Бранхам объяснял это же самое видение в своей проповеди “Лаодикийский период Церкви”:


"Но поднимется мощная женщина (все это записано на ленте), помните это: властная, мощная женщина. Она либо будет президентом, либо, как женщина, презентировать (?) католическую церковь. (По моему мнению она будет последней.) В один прекрасный день она возьмет власть в свои руки и будет властвовать над нашей державой" (§ 49).


Зато с седьмым видением все совершенно ясно: Бранхам обещал, что перед пришествием Господа гнев Божий обрушится на США с такой же силой, как в давние времена на Содом и Гоморру. Но этого не произошло. Каковы бы ни были грехи Америки, они, по всей видимости, еще не переполнили чашу Божьего терпения, и предсказание Бранхама оказалось ложным.


Итак, мы приняли вызов Уильяма Бранхама. Он был взвешен на весах истории и “найден очень легким”. Время делать выводы.



Предсказание или пророчество?


Бранхам как-то поделился со своими прихожанами:


"Существует один шанс из тысячи, что человек предскажет, что произойдет то и то, и это произойдет. Но потом, если он укажет, где это произойдет, это снижает его шансы где-то на один из десяти тысяч. Если он говорит, в какой день это произойдет, это снижает шансы, примерно, до одного из миллиона. А с кем это произойдет, снижает до миллиарда шансов" (Проповедь “События, проясненные пророчеством”, Скиния Бранхама, Джефферсонвилль, 11 декабря 1960, § 25).


Исходя их этих расчетов, шансы Бранхама были мизерны. Стоит ли говорить, что в ни 1977 году, ни за минувшие с тех пор два десятка лет конец мировых систем не наступил, и Тысячелетнее Царство не началось. Предсказание Бранхама с треском провалилось. И здесь вполне уместно будет отослать читателя к Слову Божьему: “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его” (Втор. 18:22).


Казалось бы, все совершенно ясно. Но в своих пояснениях Бранхам вновь ударяется в казуистику и настаивает на том, что его слова следует воспринимать не как пророчество, а как предсказание. Хотя разница между этими двумя понятиями едва осязаема, Бранхам, по-видимому, пытался таким образом сказать, что данное толкование видений, полученных им в 1933 году, не богодухновенно, а являет собой плод его собственных размышлений.


Однако такое объяснение лишь порождает дополнительные проблемы. Если принять объяснения Бранхама, получается, что наш герой взялся своим человеческим умом истолковывать данное Богом откровение:


"Если вы простите мне личную нотку, я хочу основать свое предсказание на семи важных продолжительных видениях, которые были явлены мне в одно воскресное утро в июне 1933 года. Господь Иисус проговорил ко мне и сказал, что должны произойти семь важных событий. Я их все записал, и в то утро я объявил откровение Господа" (“Изложение Семи Периодов Церкви”, с. 271).


Однако именно от подобного отношения к откровению Божьему предостерегал в своем Втором соборном послании апостол Петр: “…никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою” (2 Пет. 1:20). Апостол Павел учил коринфян такому же отношению: “Это, братия, приложил я к себе и к Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим” (1 Кор. 4:6). Те люди, которые дерзко покушались по своему разумению и произволу толковать полученные откровения, в Писании именуются лжеучителями. А такие произвольные толкования назывались ересями.


Таким образом, последователи Бранхама оказываются перед жестоким, но неизбежным выводом: либо Уильям Мэрион Бранхам произнес пророчество, которое не сбылось, т.е. его с полным правом можно назвать лжепророком, либо (если верить его собственным словам) он неудачно пытался истолковать своим умом Божественное откровение, и в таком случае подпадает под определение лжеучителя.


Одного лишь выбора приверженцы Бранхама лишены: его слова не могли быть внушены Святым Духом, поскольку любое богодухновенное утверждение, назовете ли вы его пророчеством или предсказанием, не может не сбыться!



Автора! Автора!


Некоторые верные последователи Бранхама понимают, что проблемы с исполнением предсказания, записанного в “Семи периодах”, наносят серьезный удар по репутации их кумира. Естественно, они пытаются найти какое-то объяснение. Вот, например, какой выход из создавшегося положения предлагает Эвальд Франк:


"Несправедливым и необоснованным образом приписывают Виллиаму Брангаму многое, что (которое) он вовсе не сказал. Брангаму приписано изречение, которое в своем изложении, в сущности, происходит от доктора “Lee Vayle”. Названный автор составил брошюру с заглавием “The Laodicean Church Age”, что значит “Лаодикийский период церкви”, в которой на стр. 7 написано: “So I repeat, I sincerely believe and maintain as a private student of the Word, along with divine inspiration that 1977 ought to terminate the word systems and usher in the millenium” — на русском языке это звучит так: “Поэтому я повторяю и искренне верю как личное понятие слова инспирации Божией, что время сократится и в 1977 году закончатся все мирские системы и тысячелетнее царство ведется”. Точно такой же текст находится в книге Виллиама Брангама “An Exposition of the Seven Church Ages” на стр. 322: “Изложение семи периодов церкви”. Эту книгу отредактировал д-р “Lee Vayle”. К сожалению, это записано во всех переводах на различные языки. Совсем неверно будет то, если кто-либо на основании этой цитаты будет утверждать, что Виллиам Брангам предсказал конец мировых систем в 1977 г. и начало Тысячелетнего Царства, и оно не сбылось. Так Виллиам Брангам никогда не говорил. Эта человеческая “осечка” совершенно однозначно (определенно) идет на счет д-ра “Lee Vayle”" (“Виллиам Брангам, посланный Богом пророк”, с. 18).


На каком же основании г-н Франк позволяет себе столь безапелляционное заявление? На том, что “в течение 10 лет” он близко общался, ел за одним столом и ездил в одной машине с Бранхамом в США и Европе (там же, с. 7). Правда, на официальной веб-странице служения Франка, Freie Folksmission, эта история изложена несколько скромнее: “В 1955 году Эвальд Франк участвовал во встречах, которые в течение одной недели проводил в Карлсруэ, Германия, преп. Уильям М. Бранхам. … В 1958 году преп. Э. Франк принял участие в конвенции “Глас исцеления”, которую организовал преп. Гордон Линдсей в Далласе, Техас, США. … К концу 1959 года брат Франк начал переводить проповеди Уильяма Бранхама, произнесенные в США” (http://privat.schlund.de/v/volksmission/e.html).


С другой стороны, пресловутый “доктор Ли Вэйл”, которого Франк, фактически, обвинил в подлоге, — вовсе не какой-то злоумышленный чужак, незнакомый с жизнью и идеями Бранхама, как может показаться из приведенной цитаты. Этот человек проповедовал в “Скинии Бранхама” в Джефферсонвилле, и Бранхам высоко отзывался о его проповедях и о нем самом:


"…я хочу попросить моего хорошего друга, сотрудника, доктора Ли Вэйла, чтобы он встал и вел нас в словах молитвы, когда мы открываем Слово" (Проповедь “Как Я был с Моисеем, так Я буду с тобой”, Скиния Бранхама, Джефферсонвилль, 11 сентября 1960, §12).


Смею заметить, что в проповедях Бранхама имя “брата Вэйла” встречается несравненно чаще имени г-на Франка. Почему же слово Эвальда Франка должно иметь больше веса, чем слово Ли Вэйла?


Однако следует признать, что, описывая роль Ли Вэйла в создании книги “Изложение семи периодов Церкви”, Франк еще поскромничал. Наиболее радикальные последователи Бранхама утверждают, что д-р Вэйл вообще написал эту книгу сам, а Бранхам всего лишь помогал ему в процессе работы (Пол Мак-Арой, служение Star of David Ministries, http://www.geocities.com:80/~apostle_paul/1i-end12.html).


Смущает то, что на обложке моего издания “Изложения Семи Периодов Церкви” имя автора значится как “Уилльям Маррион Бранхам”, а имени Ли Вэйла я не нашел в нем вообще. Поскольку данная книга издана компанией Voice of God Recordings и распространяется Евангельской ассоциацией Уильяма Бранхама, на объективность этих сведений вполне можно положиться. Более того, в аннотации издатели сообщают нам, что


"Брат Уильям Маррион Бранхам проповедовал серию посланий с 4 по 11 декабря 1960 года. Это послужило вдохновением для Послания, написанного им в этой книге, затем он (!) много раз (!) в течение пяти лет (!) лично (!) редактировал эту книгу, прежде чем 4 декабря 1965 года она вышла в свет."


Вдобавок, и сам Бранхам в своей проповеди “Помазанные в конце времени” (Скиния Бранхама, Джефферсонвилль, 25 июля 1965) довольно ясно высказался о степени участия Ли Вэйла в работе над своей книгой:


"А [для] тех, кого здесь нет, кто слушает по телефону, вот здесь сидит Доктор Ли Вэйл. Он корректирует грамматику этой книги — Семь Периодов Церкви" (§ 196).


Стоит ли говорить, что приведенные цитаты напрочь разбивают все доводы Франка и его единомышленников. Мало того, что нам предлагается предпочесть мнение г-на Франка мнению Евангелической ассоциации Уильяма Бранхама и его самого, так мы еще и должны поверить, что за пять лет тщательной редакции Бранхам не заметил, что его слова извращены самым грубым образом!


Но если, презрев доводы рассудка, мы все же поверим г-ну Франку, это будет иметь катастрофические последствия для судьбы учения Бранхама. Во-первых, нам придется поверить, что на 50-м году жизни разум Уильяма Мэрриона Бранхама катастрофически ослаб. Можно ли тогда доверять хоть одной его проповеди, произнесенной после 1960 года? Во-вторых, Евангельскую ассоциацию Уильяма Бранхама следует разогнать, а компанию Voice of God Recordings лишить прав на издание его работ, поскольку они публикуют и распространяют под именем Бранхама чужой труд, вдобавок грубо искажающий смысл пророчества. В-третьих, большинство опубликованных проповедей Уильяма Бранхама можно сдать в макулатуру, поскольку они изданы и распространяются вышеупомянутыми организациями, а следовательно их текст в высшей степени сомнителен.



Так был ли среди нас пророк?


А что, если последователи Бранхама каким-то невероятным чудом все-таки сумеют убедить окружающих, что его предсказание сбылось? Следует ли нам в этом случае признать за Бранхамом пророческий авторитет? Давайте посмотрим на критерий истинности пророка, который предлагает Эвальд Франк2:


"По праву можно спросить, как же можно знать, истинен ли пророк, или является он лжепророком, ибо многие “выдают” себя посланниками Божиими. … Кто выступает, как пророк и пророчица, тот должен покориться всему Священному Писанию; и его учения, откровения и действия во всем должны соответствовать всему Священному Писанию. Малейшее отклонение, добавление, убавление, изменение оригиналслова Божия дисквалифицирует тут же того человека, кто это делает" (“Виллиам Брангам, посланный Богом пророк”, с. 8).


В данном случае мнение Франка вполне согласуется с ясным и недвусмысленным учением Библии:


"Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин. 9-11).


"Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (Рим. 16:17).


"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Титу 3:10-11).


Уже по одному этому критерию Уильям Бранхам не мог быть истинным Божьим пророком, поскольку его учения радикально расходились с Писанием: он отрицал Троицу и проповедовал модализм; он говорил о том, что Сын имел начало; он учил, что Каин был зачат Евой от сатаны; он выступал против крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа; он считал Зодиак и египетские пирамиды разновидностью Божьего Слова.


В ответ на эти доводы приверженцы Бранхама могут сказать, что его божественное призвание было удостоверено необычайными чудесами и знамениями. Однако в Писании по этому поводу есть суровое предостережение:


"Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: “пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей" (Втор. 13:1-3).


"…и тогда откроется беззаконник, … которого пришествие, по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения" (2 Фесс. 2:8-10).


А если кто-то вознамерится оправдать служение Бранхама тем, что ему постоянно являлись ангелы, а на фотографиях над его головой регулярно видели “Это” в виде сгустка света, следует прислушаться к словам апостола Павла:


"…сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:14-15).



Заключение


На основании критериев, предъявляемых к истинному пророку как Писанием, так и современными приверженцами взглядов Бранхама, мы должны признать этого человека ложным пророком и лжеучителем. И этот факт тем более печален, что многие наши современники видят в нем своего духовного отца. Таким людям необходимо напомнить, что “проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа” (Иер. 17:5).


А тем, кто создает церкви и организации, следующие учению Бранхама, будет не лишним прислушаться к ясно выраженной воле того, кого они считают своим пророком и учителем:


"Я никогда не проповедовал для того, чтобы люди следовали за мной или примыкали к моей церкви или создавали какое-нибудь общество или организацию. Я никогда не делал и не буду делать этого" (“Изложение Семи Периодов Церкви”, с. 324).



ССЫЛКИ


1) В разных переводах имя Уильяма Бранхама пишется по разному: Виллиам Брангам, Уиллиам Бранхам и т.п. — в этой статье использован вариант, который наиболее соответствует по звучанию английскому произношению.


2) В понятие “пророк” Франк вкладывает совершенно конкретный смысл: “Понятие “пророк” выражает то, что не человек, но Сам Бог говорит чрез человека. Мужи Божии, пророки были устами Божиими на земле; они являлись “трубой” Божией; эти посланники Божии действительно говорили во имя Господне: “Так говорит Господь”. … Бог давал им видения в духе и вдохновлял их Духом Святым, и таким образом открытое Богом высказывалось и записывалось, как слово Божие” (“Виллиам Брангам, посланный Богом пророк”, с. 7).


3) Стиль, пунктуация, грамматика и орфография цитат, взятых из публикаций на русском языке, сохранены без изменений.



Уильям Бранхам

Эрик Пемент

Возможно, имя Уильяма Бранхама ничего не скажет большинству наших читателей, но поколение назад он был не менее известен в христианском мире, чем в наше время Пэт Робертсон или Джерри Фолуэлл. Тем не менее, как вы можете понять, он весьма отличался от этих двух джентльменов.


После смерти Бранхама на основе его учений возникли сотни церквей, а его проповеди, теперь уже скурпулезно перенесенные на бумагу, практически стали для этих церквей новым Писанием. История Уильяма Бранхама очень важна не только в связи с ростом этих церквей, но и потому, что некоторые моменты его учения стали основой для формирования искаженных вероучений среди христиан.



Молодость Бранхама


Уильям Марион Бранхам родился 6 апреля 1909 года неподалеку от Бурксвилла, штат Кентукки, в семье Чарльза и Эллы Бранхам. Он был старшим из девяти детей. Через несколько лет семья переехала в Джефферсонвилл, штат Индиана (там теперь расположена неофициальная штаб-квартира основанного Бранхамом движения).


Считается, что необычайные явления и сверхъестественные события преследовали Бранхама еще с раннего детства. Он рассказывал, что в день его рождения над колыбелью мерцал видимый свет (подобно тому, как Вифлеемская звезда указывала место рождения Иисуса)1. По всей видимости, Бранхам был обращен в христианство в возрасте девятнадцати лет и в течение пяти лет был пастором баптистской церкви в Джефферсонвиллe. Его видения и откровения продолжались.


В 1936 г. Бранхам посетил собрание пятидесятнического движения “Jesus only” в городе Мишауака и понял, что Бог хочет, чтобы он уехал из Индианы и благовествовал в других городах вместе с этими людьми. Однако неодобрение родственников жены заставило Уильяма отказаться от этого плана. На следующий год его первая жена и годовалая дочь умерли, и он счел это Божьей карой за то, что не поехал с пятидесятниками-единственниками.



Его общественное служение


Как говорит Бранхам, в мае 1946 года Бог привел его в потайную пещеру в Индиане, “которую не может найти ни один человек”. Там будущий пророк встретил ангела, от которого узнал, что Бог поручил ему нести миру весть о божественном исцелении. Ангел сказал, что если Бранхам будет искренен и сможет убедить людей, то ничто не сможет устоять перед его молитвами, “даже рак”. Бранхаму будет дано два сверхъестественных знамения: во-первых, способность диагностировать заболевания через физические изменения в своей левой руке и, во-вторых, способность видеть тайные мысли и дела людей. Если первое знамение не убедит людей в том, что это Божье дело, то их убедит второе. Общественное служение Бранхама началось в том же месяце и со сверхъестественной быстротой распространилось на все Соединенные Штаты2.


Ангел из пещеры сопровождал Бранхама во время всех служений исцеления. Ангел руководил Бранхамом и по-другому, время от времени требуя отменить назначенные встречи3. Неоднократно было засвидетельствовано, что на его служениях происходило много удивительных физических исцелений. Дэвид Харелл, лучший летописец исцелений и харизматических возрождений сороковых годов, согласен с тем, что “сила служений Бранхама... остается легендой, не имеющей аналогов в истории харизматического движения”4.


Люди, бывшие пятидесятниками всю свою жизнь, трепетали перед конкретными деталями, которыми изобиловало “слово знания” Бранхама. Он называл имена, адреса, болезни и подробности личной жизни людей, которых никогда раньше не видел. Гордон Линдсей, основатель Института “Christ for the Nations” в Далласе, писал, что дар знания, которым обладал Бранхам, “был практически безошибочен. Много сотен раз я видел, как он говорил под помазанием Святого Духа, и каждый раз он безошибочно сообщал сердечные тайны людей — то, о чем он, без сомнения, просто не мог знать”5.


На плечи Бранхама легло чрезвычайно изнурительное расписание. Часто его буквально уносили с ораторской трибуны в полном изнеможении, хотя этому, возможно, во многом способствовало присутствие ангела. Как-то раз Бранхам признался, что “когда он приближается ко мне после сотни и сотни посещений, меня разбивает паралич. Иногда он даже заставляет меня... Я почти что теряю сознание, настолько я бываю слаб, когда ухожу с трибуны. Если я пробуду там слишком долго, то совершенно потеряю сознание”6. В середине 1948 года Бранхам был близок к тому, чтобы оставить свою деятельность, частично из-за переутомления, частично из-за неприятного открытия, что некоторые последователи буквально крестили новообращенных в его имя и носили фотографии с подписью “Брат Бранхам, наш Господь”7. В конце того же года Бранхам вернулся к евангелической деятельности и отправился за океан: 1950 г. — Финляндия, 1951 г. — Южная Африка, 1954 г. — Индия и 1955 г. — Европа. В 1955 году интерес к служению Бранхама начал ослабевать, и впервые за девять лет Евангелическая Ассоциация Уильяма Бранхама не смогла оплатить свои счета. Государственная налоговая инспекция, расследовавшая дело Бранхама, утверждала, что он задолжал огромную сумму денег в возмещение неуплаченных налогов прошлых лет.


Когда его служение еще было в самом расцвете, Бранхам ограничивал свои проповеди личным свидетельством и властью Бога спасать грешников и исцелять болезни. Многие из его кампаний были организованы христианами-тринитарианцами, и он уступал другим право проповедовать, в то время как сам занимался исцелением. Однако в Скинии Бранхама (его родная церковь в Джефферсонвилле) он мог с полной свободой излагать свои истинные убеждения. И когда в конце 50-х его популярность полностью увяла, Бранхам обратился к тем церквям, которые теперь верили в его послание, и его своеобразные учения стали распространяться все шире и шире.



Уильям Бранхам и Троица


С самого раннего возраста Бранхам отрицал христианское учение о Троице. Он громогласно провозглашал: “Вера в Троицу — от дьявола! Я заявляю, что ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ!”8. Бранхам настаивал, что учение о Троице исходит от сатаны и сводится к тому, что есть “три Бога”. Поэтому он заявил, что каждый верующий, крещенный в соответствии с формулой триединства, данной в Матфея 28:19, должен быть крещен заново “во Имя Господа Иисуса Христа”.


Бранхам обычно говорил об Отце, Сыне и Святом Духе как о трех “проявлениях”, “званиях”, “измерениях” или “качествах” Бога9. Недостаток подобных толкований состоит в том, что звания, качества и т.д. не могут иметь личных взаимоотношений.


Библия показывает, что между Отцом, Сыном и Святым Духом есть личные взаимоотношения. “Отец любит Сына” (Иоанна 3:35); Сын прославляет Отца (Иоанна 17:4); Сын посылает Святого Духа (Иоанна 16:7); Отец “знает, какая мысль у Духа” (Римлянам 8:27); Святой Дух слушает Иисуса и свидетельствует другим о Нём (Иоанна 15:26, 16:13). Для того, чтобы любовь, общение и взаимоотношения Отца, Сына и Святого Духа имели смысл, каждый член Троицы должен обладать самостоятельным, личным сознанием.


Эту проблему можно пояснить при помощи следующего примера, если только читатель простит меня за то, что в качестве этого примера я буду использовать себя самого. Автор этого текста одновременно является и сыном, и отцом. Кроме того, я занимаю две должности: дьякона и помощника редактора. Однако получится полная бессмыслица, если я скажу, что мое “сыновство” любит мое “отцовство”. Моя должность дьякона в церкви не может общаться с моей должностью помощника редактора. В осмысленные взаимоотношения могут вступать личности, никак не качества. Должности, звания, качества — ни одно из них не может назвать себя “Я”. Сказать о себе “Я” может только личность.


Новый Завет учит, что Отец, Сын и Святой Дух сосуществуют и общаются на личностном уровне. Тем не менее, хотя есть три божественные Личности, Бог только один (Второзаконие 6:4, Иакова 2:19).



Змеиное семя и предопределение


Бранхам также утверждал, что Бог открыл ему сложное учение, которое известно как доктрина “змеиного семени”. Коротко говоря, грех Евы в Эдемском саду заключался не в том, что она съела запретный плод, а в том, что она вступила в половые отношения со змеем. До грехопадения змей был “чем-то между шимпанзе и человеком, но ближе к человеку”. Cатана вошел в змея и соблазнил Еву. Поэтому Каин был зачат сатаной, а не Адамом.


С тех пор всегда существовала раса людей, которые были непосредственными потомками сатаны. Когда Иисус сказал Евреям в Евангелии от Иоанна 8:44: “Ваш отец дьявол”, Его слова не были образной речью. Потомки сатаны никогда не могут быть спасены, потому что они “семя змея”.


Одновременно существует и “семя Бога”, род людей, которые безусловно предопределены для спасения. Эта группа людей и является подлинной Невестой Христа. Они предопределены услышать и получить “весть” Брата Бранхама.


Кроме них, есть еще одна, промежуточная категория людей, которые не произошли ни от семени Бога, ни от семени змея. У них вообще нет никакого предопределения, и они получают спасение или проклятие по своему выбору. Бранхам учил, что преобладающее большинство традиционной Церкви принадлежит именно к этой категории. Христиане, отвергающие послание Бранхама, изведают Великую Скорбь, когда она настанет, в то время как Невеста будет вознесена на небо еще до пришествия скорби.



Учения о разном


Бранхам проповедовал и другие сомнительные учения. Он отрицал, что ад вечен, и утверждал, что сатана и все грешники в конце концов будут уничтожены. Он говорил, что коридоры Великой Пирамиды и двенадцать знаков Зодиака тоже являются Божьими откровениями, хотя и менее значительными, чем Библия. Он утверждал, что остриженные женщиной волосы, согласно Библии, могут служить поводом для развода (по этому вопросу см. Матфея 5:32!), и что еще не появившиеся на свет дети не являются живыми людьми до момента своего первого вздоха. “Вы говорите: “Он живой!” Вовсе нет. Это всего лишь толчки нервов и мышц. Ребенок не имеет жизни до момента своего рождения”13.


Представления Бранхама об Иисусе были небиблейскими, по крайней мере, в одном важном аспекте: он утверждал, что Иисус во время Своей земной жизни был Сыном человеческим, а не Сыном Божьим. “Он никогда не называл себя Сыном Божьим, — говорил Бранхам, — Он говорил, что Он — Сын человеческий”14. Бранхам учил, что Иисус стал Сыном Бога (т.е. Святым Духом) после Своего вознесения на небеса.


Для того, чтобы опровергнуть это заявление, достаточно лишь прочитать Новый Завет. В Иоанна 10:36 наш Господь прямо говорит: “Я — Сын Божий”. Прочитав Иоанна 3:18, 5:25, 9:35-37 и 11:4 вы получите из уст самого Иисуса свидетельство о том, что Он был “Сыном Божьим”. Когда в Евангелии от Матфея 16:16 Петр совершил свое знаменитое исповедание: “Ты — Христос, Сын Бога Живого”, Иисус не поправил его, сказав: “Нет Петр, еще нет”.


Наверное, самым поразительным утверждением Бранхама было то, что он и есть тот “ангел”, о котором говорится в Откровении 3:14 и 10:7, пророк Лаодикийской эпохи, последнего периода времени. Послание Бранхама приведет в порядок христианскую церковь, после чего вернется Иисус. Бранхам настаивал, что истинным свидетельством обладания Святым Духом является следование тому, “что Божий пророк дал для своего времени”. Короче говоря, признание Бранхама является обязательным для человека, пребывающего “в истине”.



Влияние на современные учения


Одно из учений Бранхама, которое, вероятно, оказало определенное влияние на современное “Учение Веры”, говорит о силе “произнесенного слова”. Кеннет Хейгин, очень популярный учитель Веры, по-видимому, весьма уважительно относился к учениям Бранхама, — в одной из своих работ он называет Уильяма Бранхама “пророком”16.


Бранхам считал, что одним из признаков, подтверждающих его звание пророка для этого века, была его способность создавать материальные объекты из ничего. Бранхам называл этот дар “третьей тягой” и полагал, что это “новое служение” никто не в силах повторить, хотя, по сути дела, его служение основывалось на власти произнесенного слова творить вещи из ничего, ex nihilo: “Только произнесите слово, и они предстанут перед вами”17.


Современные учителя Веры, похоже, многое позаимствовали из этой доктрины. Мысль о том, что вера — это сила, которая, если ее пробуждает произнесенное слово, неизбежно что-то материализует, обязана своим происхождением Брату Бранхаму.


Еще одно учение Бранхама, ставшее популярным в наши дни, заключается в том, что Невеста Христа — это не собрание всех возрожденных христиан. Бранхам учил, что на небо будет вознесена только избранная Невеста, в то время как подавляющее большинство христиан, которые не приняли его послание, изведает Великую Скорбь.


Этот “двухэтажный” вариант христианства позаимствовали многие группы, претендующие на обладание “большим светом” или “высшей истиной”. Исходя из лучших побуждений, они считают залогом своей безгрешности и непорочности (Еф. 5:27) следование пророку (кем бы тот ни был). Незаметно верующий привыкает к мысли, что Бог принимает его не только потому, что он омыт кровью Иисуса Христа, но и потому, что он привержен определенному стилю одежды, определенной доктрине крещения, а также потому, что он следует указанному пророком “божественному порядку”. А венчает эту конструкцию культистское учение о “единственной истинной церкви”, проповедующее неполноценность всякого христианина, который “всего лишь” рожден свыше.



Оценивая заявления Бранхама


Мы должны оценивать утверждения Бранхама с точки зрения единственно истинного критерия: их соответствия Божьему Слову. Некоторые последователи Бранхама заявляют, что об истинности его доктрин и последующих откровений свидетельствуют многочисленные чудеса и точность его “слова знания”.


Однако нам кажется, что сам Бранхам хорошо ответил всякому, кто пытается изображать его непогрешимым учителем. “Неужели вы не понимаете, что нельзя основывать свою веру на сеансах исцеления? Вы не можете строить веру на подобных знамениях. Единственное, что может быть основанием веры, — это библейское “ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ”18.


Подходя к учениям Бранхама с его собственными мерками, мы приходим к выводу, что претензии Бранхама на роль единственного пророка нашего времени следует отвергнуть по ряду причин. Прежде всего, мысль о том, что каждому периоду истории Церкви был дан свой пророк — не более чем человеческое предположение. Библия нигде не указывает, что под семью церквями Откровения следует понимать семь последовательных периодов времени, и в Новом Завете вы не найдете заповеди следовать иному “пророку”, чем Господу Иисусу Христу.


Во-вторых, если бы Бранхам действительно был послан Богом исправить Церковь, он бы непременно имел здравый взгляд на такую основополагающую доктрину, как Троица. Модалистические воззрения Бранхама о Боге, представляющие собой, по сути дела, вариант учения церквей унитарианского направления “Jesus Only” (“Только Иисус”), никак не согласуются с тем, что Библия говорит о трех Личностях Троицы. Он должен был бы иметь здравый взгляд и на другое основополагающее учение, гласящее, что во время земной жизни Иисус Христос был Сыном Бога.


В-третьих, следовало бы ожидать, что истинный пророк будет правильно излагать точку зрения своих оппонентов. Пророк, ниспровергая ересь, должен уметь четко “указывать” на существующую проблему. Бранхам периодически заявлял, что тринитарианцы верят в существование трех Богов, хотя на самом деле они всегда говорили, что есть только один Бог. Будь Бранхам истинным пророком, он не стал бы представлять учение своих братьев во Христе в неверном свете.


И наконец, те, кто принял послание Бранхама, проповедуют, что степень духовности христианина определяется не его верностью Библии, а тем, принял ли он откровение Бранхама. По сути, Бранхам учил, что вы можете стать частью Невесты Христа, только приняв его особое учение (“слово для вашего времени”). Если вы отвергнете откровение, это будет свидетельством того, что вы не пребываете “в истине”.


Новый Завет говорит о том, как нам узнать, пребываем ли мы “в истине”, иначе. Заметьте, это не имеет никакого отношения к некоему посланнику-человеку, но основывается исключительно на верности Иисусу Христу:


“А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди… Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.


Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот, по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши... И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам” (1 Ин. 2:3, 24, 3:18-19, 24).



Постскриптум


Уильям Бранхам был искренен и считал, что любит Господа, однако не придерживался библейских истин. Как мы увидели, он плохо знал учения Библии и заблуждался в некоторых аспектах. Его учение заключало в себе гораздо больше неточностей, чем мы можем рассмотреть в этой короткой статье. Тем, кто считает исцеления Бранхама свидетельством его правоты, мы напоминаем, что цель божественного исцеления — приводить людей к Богу, Целителю, а не к Его служителю-человеку.



ССЫЛКИ


1 Биография Бранхама была взята из следующих книг: Пэрри Грин “Acts of the Prophet” (“Деяния пророка”) (Туксон: Tucson Tabernacle Books); Давид И. Харрелл-мл. “All Things are Possible: the Healing and Charismatic Revivals in Modern America” (“Все возможно: исцеления и харизматическое движение в современной Америке”) (Блумингтон, Индиана: Indiana University Press, 1975); Гордон Линдсей “William Branham: A Man Sent From God” (“Уильям Бранхам: человек, посланный Богом”) (Джефферсонвилл, Индиана: William Branham, 1950); Джулиус Стадсклев “William Branham, A Prophet, Visits South Africa” (“Уильям Бранхам, пророк, посещает Южную Африку”) (Миниаполис: Author, 1952); Ли Вэйль “Twentieth Century Prophet” (“Пророк двадцатого века”) (Джефферсонвилл: Branham Campaings, [1963?]) и “Footprints on the Sands of Time” (“Следы на песке времени”) (Джефферсонвилл: Spoken Word Publications, 1975), собрание учений Бранхама, содержащее его автобиографию, видения, жизненные испытания и пророческие высказывания. Рассказ о свете над колыбелью Бранхама взят из книг Грина, с. 39; Стадсклева, с. 1; Вэйля, с. 35 и из “Следов на песке времени”, с. 21, 93.


2 О посещении ангела говорится в “Следах”, с. 73-75, 79-80, а также в книгах Грина, Хэррелла, Линдсея, Спролла, Стадсклева и Вэйля. О тайной пещере упоминает Грин, с. 67-68.


3 См. Кэти Адлер “William Brnaham: His Life and Teachings” (“Уильям Бранхам: Его жизнь и учения”) (Холбрук, Нью Йорк: Narrow Way Ministries, 1986), с. 3-4; Пэрри Грин, с. 115; Курт Кох “Occult Boundage and Deliverance” (“Узы оккультизма и освобождение”) (Гроэнд Рэпидз: Kregel Publications, 1970), с. 49-50 и Дик Лигат “New Wine Interviews Ern Bahter” (“Новое вино” берет интервью у Эрн Бахтер”), “New Wine”, декабрь 1978, с. 5.


4 Хэрелл, с. 162.


5 Гордон Линдсей “William Branham As I Knew Him” (“Уильям Бранхам, каким я его знаю”), “Voice of Healing” (“Глас исцеления”), февраль 1966, с. 11.


6 “Footprints on the Sand”, с. 74.


7 Проповедь: “Revelation Chapter Four (Who Is William Branham?)” (“Четвертая глава откровения. Кто такой Уильям Бранхам?”), Июнь 11, 1961; Грин, с. 199.


8 “Footprints on the Sand”, с. 606.


9 Уильям Бранхам “Adoption” (“Усыновление”) (Джефферсонвилл: Spoken Word Publications), с. 21, 31, 62, 69.


10 О семени змея см. “Serpent’s Seed” (“Семя змея”), “Spoken Word”, том 2, №4; “An Exposition of the Seven Church Ages” (“Описание семи эпох Церкви”) (Джефферсонвилл: Spoken Word Publications, [1965]), с. 95-107 и “Conduct, Order, Doctrine of the Church” (“Руководство, порядок, доктрина Церкви”) (Таксон: Tucson Tabernacle Books), т.2, с. 821-823, 1131-1136.


11 “Seven Church Ages”, с. 98-99.


12 Об этой промежуточной категории людей см. “Seven Church Ages”, с. 275-286. О том, что вознесенa будет только Невеста, см. “Revelation of the Seven Seals” (Туксон: Spoken Word Publications, 1976), с. 57-58; “Conduct, Order, Doctrine of the Church”, т.2, с. 1040.


13 “Conduct, Order, Doctrine of the Church”, т.2, с. 1121.


14 “This Day This Scripture is Fulfilled” (“В этот день исполнилось это писание”), “Spoken Word”, т. 19, №5, с. 7. Об этом же учении говорится и в другом контексте, в проповеди с тем же названием; см. “Spoken Word”, т.2, №8, с. 26.


15 “Seven Church Ages”, с. 165; см. также с. 155, 169.


16 Кеннет И. Хэйгин “Ministry of a Prophet” (“Служение пророка”) (Тулса: Faith Library Publications, 1979), с. 8.


17 Уильям Бранхам “Easter Massage” (“Пасхальная проповедь”) (Джефферсонвилл: Spoken Word Publications, с. 100. Дополнительные сведения о “третьей тяге” см. с. 98-105; “Seven Seals”, с. 558-564; “Footprints on the Sand”, с. 480-494 и Грин, с. 75-86.


18 “Footprints on the Sand”, с. 656.



Был ли Уильям Бранхам истинным Божьим пророком?


Одни называли Его Илией, другие - Сыном Человеческим. Некоторые даже говорили, что Он - Христос. Был ли Уильям Бранхам, один из самых популярных "христианских целителей" нашего века истинным Божьим пророком?


Служение Уильяма Бранхама процветало с конца 40-х годов до его смерти в 1965. Многие последователи этого человека утверждают, что своей жизнью он воплотил второе пришествие Илии, и чьей миссией, по их словам, было призвать Церковь отвернуться от догматов ортодоксального богословия.


Некоторые даже считают Бранхама воплощением Иисуса Христа и в своей вере заходят так далеко, что приписывают ему непорчное зачатие, молятся ему и крестят во имя его. В свете всего сказанного довольно странно то, что некоторые представители пятидесятнических и харизматических кругов (Кеннет Хейгин, Орал Робертс, Бенни Хинн) все еще считают Бранхама великим мужем Бога за его способность творить чудеса.


Чудеса едва ли можно счесть достаточным доказательством того, что человек является истинным Божьим пророком. Будь это так, приверженцев Христианской Науки, которые хвалятся чудесными исцелениями, тоже пришлось бы признать христианами. Подлинным критерием истинности может быть только соответствие учений Бранхама Библии. Однако на Бранхама оказало немалое влияние пятидесятническое Движение Единственников, поэтому он объявил учение о Троице исходящим от дьявола. Кроме того, он учил, что в Эдемском саду Ева вступила в половую связь со змеем, от которой родился Каин, и что сегодняшними потомками Каина являются ученые и образованные люди.


Нечего и говорить, что это учение ложно. Потомки Каина (и это следовало бы знать всем) погибли во время Потопа (Быт. 6-9). И конечно, что бы ни говорил Бранхам, Библия четко проповедует учение о Троице - один Бог открылся в трех Лицах во многих местах Библии (Мф. 3:16, 17; Ин. 1:1-14; Ин. 15:26 и др.).


Таким образом, вывод очевиден. Уильям Мэрион Бранхам проповедовал эти и другие лжеучения, поэтому мы можем придти к единственному выводу - он не был Божьим пророком. Хейгин, Робертс, Хинн и другие могут называть его истинным Божьим пророком, но Писание ясно свидетельствует, что он был воплощением лжепророков, описанных в 23 главе книги Иеремии.